|
|
|
Разное |
Светская школа на перепутье дорог ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Идея становления светской школы получила широкое распространение в странах Европы и Америки лишь во 2-й половине XIX века, и только с 80-х годов она была закреплена законодательно. Первопроходцем была Франция, которая в 1882 году приняла Декрет об отмене обязательного религиозного обучения детей. К настоящему времени в большинстве западных стран (даже в цитадели католицизма - Италии) государственные школы имеют светский статус. Наряду со светским образованием действует и сеть церковных учебных заведений, которая существует за счет разных конфессий (иногда частных лиц). В России со времени принятия христианства по XVIII век включительно образование также носило сугубо религиозный характер. Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало - к началу XIX века всего 315 на территории всей России. На начало XX века в ведении светских властей находилось 43 тысячи школ, столько же было начальных церковноприходских учреждений. К ведению Православной церкви относились также многие духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения. Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Декретом от 23 января 1918 года в послеоктябрьской России школа была отделена от церкви, но стать по-настоящему светской она так и не смогла, осуществляя официальную политику воинствующего атеизма. В последнее время со стороны православной церкви все настойчивее поднимается вопрос о введении в средних и высших учебных заведениях"Закона Божия" и "Теологии". В основном словесные (и не только) баталии протекают в столичных городах, провинция действует по своему собственному усмотрению в этих вопросах, но проблема остается: сознательно или неосознанно, но под государством пытаются раскачивать основу его хоть и относительной, но стабильности: закрепленную законодательно политкорректность и равноудаленность по отношению ко всем конфессиям, действующим на его территории. Первую скрипку в этом играют местные Епархии РПЦ, последовательно отстаивающие религиозный характер образования. Связывают они это, во-первых, с духовным обнищанием нации, морально-нравственным разложением молодежи и необходимостью противодействия порокам общества. Во-вторых, утверждают они, подавляющее большинство населения нашей страны идентифицирует себя с православием, так как исторически оно было связано с православной традицией, и значит, для следующих шагов есть все основания. В интервью югославской газете "Дан" (ь687, 2001 г) Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II прямо сказал: "Наша Церковь крайне заинтересована во введении преподавания Основ православной этики и православной культуры в средней школе. Такое преподавание во многих местах уже осуществляется, однако оно должно быть поставлено на более прочную правовую основу". "БЕЗ РУЛЯ И ВЕТРИЛ?" Прежнее руководство департаментов образования и науки областной администрации, как правило, занимало несколько отстраненную и, стало быть, более взвешенную позицию по вопросам "опровославливания" светской школы. Во всяком случае, попытки давления со стороны Минобразования РФ относительно введения богословских дисциплин в образовательных учреждениях ими более или менее последовательно отвергались. Куда повернет нынешнее руководство - вопрос в достаточной мере открытый. При поддержке дирекции ВКИУ в училище в 2000 году уже был создан факультет "Основы православной культуры". Позднее подобная попытка предпринималась и в педагогическом университете, но безуспешно. Вероятнее всего, такие инициативы будут с завидной периодичностью возобновляться в пермских вузах. Теперь представим, что во всех высших учебных заведениях Перми подавляющее большинство студентов стали полностью "оправославленными". К чему это может привести? Думается, ответ очевиден: в первую очередь спровоцирует протестные настроения среди нерелигиозной части молодежи, поскольку породит серьезный внутренний конфликт на уровне личности и коллектива. Можно предположить, что последует и какой-то ответ со стороны "ущемленных" конфессий. И еще вопрос, насколько он будет адекватным... Православная религия в течение более тысячелетия действительно была господствующей на Руси. И возврат к ее историческим корням, мудрости предков, морально-этическим ценностям не может быть вредоносным или опасным для современного человека. Однако надо четко понимать, что постулат свободы вероисповедания дает представителям иных конфессий вполне состоятельный аргумент: придание православию статуса государственной религии нарушает их права. С одной стороны, представительные опросы старшеклассников в РФ действительно свидетельствуют о высоком интересе к истории религии и религиозной тематике в целом. Но с другой, подавляющее большинство считает, что преподавание религиоведческих дисциплин должно осуществляться не посредством "Закона Божия", а в сугубо культурологическом плане, причем в преподавании этих дисциплин школьники осуждают как склонение к той или иной религиозной конфессии, так и к атеизму. Неоднозначную оценку в контексте светскости образования вызывает открытие в Перми православной гимназии. Администрация города и Пермская Епархия выступили с этой идеей относительно недавно. Учредителями гимназии собирались выступить те же заинтересованные структуры, причем православной гимназии планировалось предать статус муниципального учреждения. На данный момент, по сообщению городской администрации, позиция властей в этом вопросе заключается в проработке правового аспекта: в аппарат полпреда ПФО Сергея КИРИЕНКО направлен соответствующий запрос. Окончательное решение остается за ними, но создавшаяся ситуация в любом случае наглядно показывает правовую неоднозначность ФЗ "Об образовании": возможность двояко толковать отдельные положения - минус для любого закона. Саму же инициативу с определенными допущениями вообще можно расценить как серьезный вызов принципам светского государства: подобные интенции вступают в противоречие со статьей 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться в ней в качестве государственной или обязательной. Что же говорят по этому поводу педагоги? Наталья ХАФИЗОВА, преподаватель истории, школа ь36: - Светское образование создает возможность выбора, так как одно и то же явление можно рассмотреть с разных сторон. Светская школа - это не школа атеизма, как многие пытаются представить. Светская основа предоставляет ребенку свободу выбора, чтобы сформировать собственное мировоззрение. Именно поэтому более предпочтительной в образовательных учреждениях" является именно она. Валерия ГАВРИЛОВА, преподаватель общественных дисциплин, ППУь4: - Предпочтительность светского образования заключается в том, что оно базируется на нейтральной основе, без склонения к религии или атеизму. Поэтому светская основа позволяет показать все многообразие религиозных традиций, здесь больше возможностей для диалога. Особенно осторожно к решениям в этой сфере необходимо подходить в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране, где и поныне значительную часть населения составляют люди неверующие, индифферентные к религии или последовательные атеисты. В завершение заметим: соблюдение принципа светскости образования совсем не исключает возможности сотрудничества между различными типами образования межконфессионального диалога и взаимообогащения педагогическим опытом.
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|