|
|
|
Разное |
Святой отец, не уступите ли место? Батюшка в полном повседневном облачении сидел в автобусе и что-то упоенно читал, Бабулька с двумя сумками вошла остановки через две, перекрестилась. И он ей ответил крестом. Продолжая при этом читать и улыбаться своим неведомым мыслям. Сидя читал, Даже зад от сиденья ни на секунду не приподнял. Очень напомнила мне эта картинка общее поведение отцов нашей православной церкви в последнее время. Вернее, легла она в некий намечавшийся умственный рисунок, дополнила его, как еще одно стеклышко в мозаике или на витраже, - и вышло целостное изображение. Точнее сказать, некие недоуменные записки недоумевающего гражданина. Ни в коей мере не посягаю в своих заметках на право любого россиянина (да и вообще жителя планеты Земля) верить и веровать, отправлять, как это принято называть на официальном языке, культовые потребности и требы. И сразу сообщаю: сам автор - атеист, был таковым и всегда остается. Потому и хочет поговорить о правах не самого малого процента отечественного населения - неверующих. Кстати, а кто и когда вычислял этот самый процент? И где сказано, будто все мы поголовно развешали в домах иконы и побежали со свечами в руках по храмам? Понимаю, представить себе всю Россию поголовно верующей легче тем сановным дядям, которые с началом "реформ" ринулись в церкви, крестясь и стуча лбами о пол с той же истовостью, с какой они вели бюро горкомов и обкомов КПСС: обличали нерадивых, громили, отбирали партбилеты. Попутно и храмы рушили, и утварь церковную через фарцовщиков за границу гнали... Теперь разом - уверовали. Такое на них, понимаешь ли, просветление снизошло. Однако я не о них. О святых отцах, заполонивших газетные страницы и телевизионный экран только по той причине, что везде и повсюду лезут они, отпихивая всех прочих крепкими локтями, на передний план. В чем, между прочим, им активно помогают те самые бывшие горкомовско-обкомовско-райкомовские дяди, которые легко сменили убеждения (если об убеждении можно говорить применительно к ним). Примеры? Да сколько угодно, И каждый день. Репортаж о спуске на воду нового корабля. Впереди адмиралов, офицеров и матросов - батюшка в сияющей золотом ризе, с кадилом и кропильней. Машет своими "орудиями труда" направо и налево, курит дымком, поливает, не глядя, водицей. Разумеется, его одежда на переднем плане выглядит выигрышнее, чем обтрепанные шинелишки с регланами и шапки на рыбьем меху у моряков. Следующий сюжет - выставка новых вооружений. И тут аналогичная картина: не гениальный конструктор идет впереди, чтобы продемонстрировать свои создания, не имеющие равных в мире (вот уж воистину российское чудо при нашей разрухе), а очередной отец Андрей или там, к примеру, Александр, Мирон, Евтихий... Давеча попал я во двор военкомата, где провожали на службу в армию молодых призывников. Мальчишки отпускали ироничные, а то и вовсе оскорбительные для церковнослужителя реплики, когда вдоль строя пробежечкой устремился настоятель соседнего храма. Видел я этого батюшку, видел. Совсем недавно освящал он строй выпускников военного училища, свежеиспеченных лейтенантов, большинство из которых сразу после получения дипломов о высшем военном образовании были обречены на немедленное увольнение из Вооруженных Сил за ненадобностью, безработицу или службу контрактниками - в звании рядовых - в Чечне. Сложные вопросы возникают у автора в подобных ситуациях. Во-первых, почему за православным батюшкой не идут по меньшей мере еще три служителя культа - мулла, раввин и ксендз? Ведь при нашем многонациональном укладе государства логично было бы предположить участие в любых торжествах священнослужителей, представляющих разные религии, соответственно составу и верованиям населения. Во-вторых, почему какие бы то ни было священники участвуют на первых ролях в сугубо государственных мероприятиях? У нас что - церковь по закону уже не отделена от государства? У нас что - в Конституции РФ и прочих законах записана обязательность верования? Ох, что-то мне такие законы на глаза не попадались... В прошлые годы, когда церковь не очень-то жаловали, я с уважением относился к верующим и священнослужителям. Хотя и сталкивался неоднократно с примерами того, как последние пили и блудили, призывали паству к умеренности, а сами купались в непотребной роскоши. Помню, даже возмущался от всей души: почему это, дескать, у человека, который крестил своего ребенка, возникли неприятности по работе? Правда, не возник другой - не менее уместный - вопрос: как, собственно, на службе у него прознали про сам факт крещения? Верить, что батюшки попутно служат еще и стукачами, не хотелось, Сейчас церковь никак не желает считаться со мной, атеистом, не говоря уже о примитивном уважении к моей личности и моим законным правам. Скажем, собираюсь я поехать с ребенком в парк. Стоим на остановке, где обычно один за одним идут троллейбусы и автобусы, полчаса... Стоим сорок минут... Час... Разворачиваемся, идем домой и выбираемся на прогулку еще через пару часов. Проезжая мимо храма Христа Спасителя, узнаем: владыке показалось мало собственной территории и он вывел прихожан пройтись толпой по окрестной площади и улице. Очевидцы утверждали, что батюшек, дьяконов, дьяков и прочего притча было человек пятьдесят, верующих - чуть больше, но ненамного. А сколько москвичей вынуждены были терпеть транспортные неудобства по этому случаю? Тысячи? Десятки тысяч или сотни? Последнее больше походит на правду. Как я узнал впоследствии, заявку на проведение этого "полукрестного" хода храм, в нарушение действующих столичных законов, не подавал ни за десять дней, ни за десять минут до него - решение пришло спонтанно. Милиция покорно сняла с других участков своих сотрудников и обеспечивала общественный порядок и безопасность участников шествия. Собственно, когда храмовые мероприятия планируются заранее, их также охраняют сотни и сотни пеших и моторизованных стражей правопорядка. Состоящих, хочу подчеркнуть это обстоятельство особо, на государственной службе, состоящих на государственном содержании. Позвольте спросить, по какому такому случаю? Если гуляют, к примеру, новорусские фирмачи, то и они выставляют на входах-выходах и у подъездов своих "секьюрити", которым они же и платят. А тут - опять же таки - получается, что утехи одной части граждан оплачивают все без исключения налогоплательщики. Это - не нарушение Конституции РФ и закона? Да, церковь у нас опять рвется занять дооктябрьские позиции в обществе, изо всех сил стремится стать государственной или снова - такой термин будет точнее - встроиться в государственную машину одной из важных ее составляющих. Смешно и грустно подобное возвращение в прошлые столетия в то время, когда человечество вступило в новое тысячелетие. Ладно, стремятся - и пусть стремятся. Главное, чтобы закон всех ставил на место, каждому напоминал о себе самом и своей безусловной диктатуре. АН нет, не ставит. И потому звучит с трибуны Госдумы - на самом полном серьезе - требование прикупленного депутата - лоббиста: "Ввести вместо прежних Ленинских уроков уроки Божьего слова, вернуть закон Божий в качестве обязательного учебного предмета во все учебные заведения". И приходит батюшка в ближайшую школу (так было, в частности, в школе, где учится сын моих друзей) с предложением к директору открыть - для начала, а там, мол, посмотрим, как пойдет дело, - кружок богословия. Да не желаю я, чтоб моего сына против родительской и его собственной воли вовлекали в такие игрища! И к попам, муллам, раввинам и ксендзам отношусь не лучше, чем Остап Бендер. Имеются у вас собственные учебные заведения - там и вещайте, там и проповедуйте, обучайте сугубо тех, кто сам этого хочет. Не лезьте в государственные учебные заведения со своим уставом, как не лезут неверующие к вам - со своим. Хотел бы я посмотреть на того, кто осмелится просто плюнуть на пол в каком-то храме (хоть такого хулиганства и не одобряю). Хотел бы знать, какую статью и какой срок ему припаяют. Мне же, выходит, можно плевать прямо в душу? И ничего? Закон, где ты, родимый?! "Московская Правда" приложение "Столичный криминал" 16 марта 2002 |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|