Есть слабые люди, для которых религия имеет силу.
Павлов И.П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Рус Eng
Институт Свободы Совести

Аналитика

Все аналитические обозрения


ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»: СОДЕРЖАНИЕ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ.
к сборнику "Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России."

Лещинский Анатолий Николаевич, кандидат философских наук, Советник Российской Федерации 2 класса, доцент кафедры философии Московского государственного социального университета
17.08.2002

Понятие «традиционная религиозная организация» стало иметь актуальное значение в период начала формирования нового ныне действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Хронологически это 1993 и последующие годы. Именно тогда происходят большие перемены в нашей религиозной ситуации. Они стали следствием гарантированных вероисповедных свобод. И в настоящее время наша ситуация характеризуется главной чертой – созданием условий для реализации религиозных свобод. Вторая черта – утвердившаяся поликонфессиональность. В свою очередь её главной чертой является то, что наряду с прежними религиозными организациями сформировались и утвердились, как мы сейчас говорим, новые религиозные движения и организации.

Итак, я назвал два понятия относительно религиозных организаций – прежние и новые. Под прежними подразумеваются традиционные, а под новыми – нетрадиционные. Это деление или классификация муссируется в средствах массовой информации, среди представителей общества и даже среди законодателей и других государственных деятелей, в той или иной мере связанных с решением вопросов государственно-церковных отношений. Деление это заметно и в опубликованных для ознакомления с ними общественности двух проектах Концепции государственно-церковных отношений. Более того, уже есть проекты закона о «традиционных религиях» и отдельной концепции.

Прежде чем перейти к их характеристике, хотелось бы обратить внимание на понятие «религиозная организация» в связи с общим – «религия».

Большинство религий имеют свою организацию в целом и свои более мелкие организационные структуры. Но порой религиозная организация совпадает с религией. В то же время религия может содержать в себе большое количество организаций с разными не подчиняющимися друг другу управленческими структурами, как-то христианство. Оно имеет направления – конфессии, такие как православие, католицизм, протестантизм. Те в свою очередь распадаются на отдельные церкви. Каждая церковь, например та или иная православная, имеет свои церковные (религиозные) организации. Но она может переживать процесс децентрализации, и от неё могут возникнуть новые религиозные православные структуры, называющие себя также церквами, но не подчиняющиеся матери-церкви. По своей организации они новые, но несущие на себе печать прежней – традиционной. Но, видимо, не о них сейчас идёт речь, а именно о главных, существующих уже длительное время. В России религиозные организации, считающиеся традиционными – это те, которые, прежде всего, относятся не то, что к православию (Богородичный центр тоже относит себя к нему), а к Русской православной церкви, к исламу, буддизму, иудаизму.

Но речь не идёт собственно о религиях, а о том, что стоит в поставленных для обсуждения «круглого стола» вопросах, а именно, о традиционных религиозных организациях.

И всё же о религиях надо заметить следующее. Ещё с рубежа XVIII-XIX вв. существуют типологии религий. Есть они у В. Гегеля, Гёте, Фейербаха, у религиоведов М. Мюллера, К. Тиле, Н. Зёдерблома, а также у современного социолога религии Р. Белла. В этих типологиях можно встретить такие термины, относящиеся к тем или иным типам религий: религия духа, меры, добра или света, духовности, естественная (низшая и высшая), целесообразности, абсолютная, полуэтическая, этическая, теократическая. В типологиях используется и понятие «традиционная». К примеру, к таким в России относят традиционные верования татов, тувинцев. Наиболее близка к нам и отвечает современному уровню развития религиоведения типология Р. Белла. Он разработал эволюционную теорию религий, выделив пять основных этапов (по ним называются и типы религий): примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный.

Все эти типологии говорят об углублённом подходе к процессу развития религии. Насколько точны определения типов религий трудно судить, но они дают представления о мире религии и религий в мире, прежде всего о разнообразии форм религии. А применимы эти понятия, в том числе и «традиционная», именно в религиоведении, в частных разговорах, в сфере культурологических исследований. Скажи якуту-шаманисту, что его религия примитивная – он явно обидится. Но, очевидно, наука без такого определения для характеристики религии обойтись не может.

Менее всего классифицированы по типам религиозные организации. В религиоведении рассматриваются в основном общины, церкви, секты, деноминации. Если религия представляется как нечто устойчивое, длительно существующее, как именно традиционное, то религиозная организация подвержена более частым изменениям, чем сама религия. Отсюда вряд ли правомерно употреблять вообще понятие «традиционная религиозная организация». Кстати, присутствующие здесь протестанты подтвердят неприемлемость для них не только понятия традиционности, а даже приемлемость для многих протестантских форм термина «организация».

Крупный протестантский теолог К. Барт признаёт только такую структуру, как община. Традиционна или нетрадиционна протестантская община? По тому, какое учение исповедуют её члены – учение Иисуса Христа – она традиционна. Но она может лишь быть новой – вновь созданной. И вряд ли к ней применимо понятие нетрадиционная (как некое оценочное понятие с частицей “не”, т. е. с отрицательной).

На сегодняшний день у нас действует ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Юридически вполне оправдано включение в него двух понятий: “центральная религиозная организация” и “местная религиозная организация”. Они не несут на себе никакого оценочного груза.

Введение же понятия “традиционная религиозная организация” в законодательный документ создаст прецедент разделения религиозных организаций в России по оценочному принципу. И это умалит значение принципа равенства всех религиозных организаций перед законом.

Так что может быть немало аргументов против включения в законодательство о свободе совести понятия “традиционная религиозная организация”.

Но мне хотелось бы остановится немного на герменевтическом аспекте обсуждаемого вопроса. Здесь некоторые выступающие не могли сдержать эмоций во время своих выступлений, эмоций отрицательных. Всегда будем помнить завет Б. Спинозы: ”надо не плакать и не смеяться, но понимать”. Надо понимать, почему появилось стремление включить в закон понятие “традиционная религиозная организация”. В стране постепенно подрубаются корни русского менталитета, одной из духовных основ которого является христианство, но в его православном направлении. Его знаковой структурой всегда была Русская православная церковь.

В 1990 г. Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий” действительно отделил религиозные объединения от государства. Свобода стала гарантированной. Это был поистине революционный шаг. До этого о действительной отделённости не могло быть и речи. Создались новые условия в сфере свободы совести и государственно-церковных отношений. Ни общество, ни государство, ни, особенно, Русская православная церковь не были готовы к такой ситуации. Очевидно, что некоторые законодатели стремятся вернуться в ХХ век и подправить закон, внести в него дополнения. А возможно, самую «традиционную религиозную организацию» узаконить в этом качестве как официально признанную. Но тогда получается, что надо полностью менять закон о свободе совести и даже некоторые статьи Конституции.





| Об Институте | Анонсы и новости | Пресс-релизы | Аналитика | Книжные новинки | Контакты | Подписка |
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa