Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Шопенгауэр Артур

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Статистика
Религия и СМИ: 13 февраля 2003 года
Религиозность в Украине: характеристика современного состояния

Социологические исследования 1991–2002 гг. выявляют четкую тенденцию роста числа людей, которые стали благосклонно относиться к религии. В 1991 г., по данным опроса, проведенного Институтом философии, верующими декларировали себя 43% 1, по данным Киевского международного института социологии – 48% опрошенных 2. В 2000 г. по данным Украинского центра экономических и политических исследований верующими называли себя уже 57,8% 3, а в октябре 2002 г. их численность возросла до 60,2% 4. Об этом, октябрьском 2002 года, исследовании, мы и поговорим.

Итак, верующими себя считают 60,2% опрошенных; колеблются между верой и неверием – 19,4% (против 22,5% в 2000 г.); неверующих оказалось 10,7% (11,9% в 2000 г.); убежденными атеистами – 2,2% (3,2% соответственно); равнодушными к вере – 4,1% (против 2,6%). Не смогли ответить 3,4% (против 2,0% в 2000 г.). Как видим, удельный вес верующих возрос за счет прежде всего за счет тех, кто колебался между верой и неверием.

Социально-демографический портрет современного верующего. Как всегда и везде, женщины демонстрируют более высокую религиозность, чем мужчины – 68,1% и 50,8% соответственно, среди опрошенных в возрасте 18–28 лет верующих 56,1%, 29–39 лет – 58,5%, 40–49 лет – 58%, 50 лет и старше – 64,6%. По образованию: н/среднее – 72,5%, с/среднее – 60,4%, с/специальное – 61,1%, высшее и н/высшее – 53,1%. По месту жительства: села – 67,3%, пгт и города с населением до 20 тыс. чел. – 63,6%, города с 20–49 тыс. чел. – 69,1%, с 50–99 тыс. чел. – 55%, 100–999 тыс. чел. – 56,7%, с 1 млн. чел. и более – 52,1%. Среди жителей Западной Украины верующих – 80,5%, г. Киев – 62,3%, АР Крым – 60,6%, Центр – 56,6%, Юг – 55,5%, Восток – 50,5%) 5.

Характер воспитания в семье. Среди тех кто считает себя верующим, на наличие религиозного воспитания в детстве указали 46%, среди колеблющихся – 17,4%, тогда как среди неверующих – только 4,7%, атеистов – 2,3%. Традиции религиозного воспитания в семье в наибольшей степени укоренены, естественно, на Западе (65,9%), в наименьшей – на Востоке страны (18,0%).

В целом треть опрошенных воспитывалась в религиозном духе, по крайней мере, заявили об этом.

Таинство принятия в лоно Церкви (конечно, в подавляющем большинстве случаев – крещение) осуществлялось над 84,5% опрошенных (не осуществлялось – над 12,7%; не знают об этом 2,8% респондентов), – и для подавляющего большинства (88,0%) это было православное крещение. Крещенных в греко-католицизме – 7,4% опрошенных (против 9,0%); в протестантизме – 2,2% (против 1,0%) 6.

Обряд посвящения в веру, конечно, влияет на дальнейшую религиозную идентификацию личности, но решающего значения для формирования мировоззрения не имеет: половина равнодушных к религии, 63,7% неверующих и 61,4% атеистов в свое время были крещены.

Самоопределение в конфессиональных координатах. В современном массовом сознании украинца понятие “православный” шире понятия “верующий”. Православными себя считают 68,8% опрошенных (напомним, что верующими назвали себя 60,2%). И это не только те, кто считает себя верующими (77,5%), и те, кто колеблется между верой и неверием (77,2%), но и неверующие (33,2%), равнодушные к вере (28,8%) и даже атеисты (31,8%).

К православным себя отнесли 75,8% тех, кто был крещен, и 31,5% некрещенных, а также 70,5% респондентов, воспитанных в религиозном духе, и 68,2%, не получивших религиозного воспитания. Приведенные данные почти полностью повторяют результаты исследования 2000 г.

Деноминационное самоопределение православных. Следует отметить, что среди православных половину составляют “просто православные”, но по сравнению с 2000 г. их число уменьшилось. Распределение между теми, кто отнес себя к УПЦ в единстве с Московским Патриархатом и к УПЦ Киевского патриархата, выглядит следующим образом: Украинская православная церковь – Московский Патриархат – 14,8%; Украинская православная церковь – Киевский патриархат – 23,9%; Украинская автокефальная православная церковь – 2,4%. “Я просто православный” – 53,1%.

6,9% опрошенных идентифицировали себя с греко-католицизмом, 2,2% – с протестантизмом, 0,8% – с римо-католицизмом, 0,7% – с исламом и по 0,1% – с иудаизмом, индуизмом, язычеством. Однако только первые два показателя находятся в границах статистической значимости, другие являются только иллюстративными.

13,5% опрошенных полагают, что религиозные чувства могут удовлетворяться вне религиозных институтов. Правда, это мнение разделяют в основном те, кто колеблется между верой и неверием, а также неверующие, но и среди верующих есть отдельные его приверженцы. Еще 13,9% опрошенных аргументировали свое “неприсоединение” ни к какой религии незнанием такой религии, которая бы отвечала их духовным запросам. То, что в 2000 г. о своих духовных исканиях говорили 18% опрошенных, свидетельствует об удовлетворительном результате для определенного количества “искателей”.

25,8% опрошенных заявили, что им достаточно общения с Богом “с глазу на глаз”, в частности поэтому они не посещают религиозных служб, собраний, богослужений. Интересно, что с Богом общаются без посредничества служителей культа и вне культовых сооружении более трети тех, кто идентифицировал себя как верующих (28,0% тех, кто колеблется между верой и неверием).

Религиозные практики. Вначале определим понятие “религиозные практики”, которым будем пользоваться далее. Под последними подразумеваются: вера в основополагающие вероисповедные положения и соблюдение вероучительных принципов, посещение богослужений, участие в исповеди и причастии, индивидуальная молитва вне церкви, финансовая поддержка религиозных организаций, чтение Библии, а также, выходящая за рамки религиозных практик, религиозная мотивация поведения.

Но прежде посмотрим на “ответы” современных украинцев на вопрос, характеризующий их представления об “идеальном верующе”.

Итак, 19,8% всех опрошенных полагают, что “верующий человек должен обязательно посещать религиозные службы, совершать религиозные обряды, глубоко знать основы религиозного учения”. Среди верующих так считают 25,1%; среди колеблющихся между верой и неверием – 12,7; среди неверующих – 12,1.

“Верующий человек может время от времени посещать религиозные службы, совершать религиозные обряды, не обязательно знать основы религиозного учения” – соответственно – 49,6, 52,7, 52,6, 34,0%.

“Верующий человек вообще может не посещать религиозные службы, не совершать религиозных обрядов, совсем не знать основ религиозного учения” – 24,7, 19,7, 29,3, 40,0%.

Оказывается, идеальный вариант для современного верующего – посещение религиозных служб и совершение религиозных обрядов время от времени, а знание основ религиозного учения не обязательно, – половина (49,6%) опрошенных высказалась именно за такую позицию. И что характерно – независимо от того, отнесли ли себя респонденты к верующим (53,7%) или к тем, кто колеблется между верой и неверием (52,6%), воспитывались ли они в религиозном духе (50,2%) или нет (48,8%). Такого мнения придерживаются также 56,6% лиц, идентифицировавших себя с православными, 46,9% – с просто христианами.

Отметим также, что каждый четвертый полагает: верующие могут вообще не посещать религиозных служб, не совершать религиозных обрядов, даже совсем не знать основ религиозного учения. Конечно же, в основном так думают неверующие (40%), треть колеблющихся, но и каждый пятый верующий. 37,5% “просто христиан”, 23,5% – православных и, отметим, только 7,3% греко-католиков. Так думает и треть тех, кто не получил религиозного воспитания в семье (29,9%; среди тех, кто не воспитывался в религиозном духе, – 14,2%).

Пятая часть опрошенных убеждена, что верующий человек обязательно должен посещать богослужения, выполнять обряды и знать основы религиозного учения. Так считает четверть верующих, 12,7% колеблющихся и 12,2% неверующих. Это традиционное утверждение об “обязанностях” верующего поддерживают две трети греко-католиков, каждый шестой среди православных и каждый десятый среди просто христиан.

Представления современных украинцев об “обязанностях верующих” относительно религиозных практик существенно зависят от того, посещают они сами религиозные службы и собрания или нет.

Теперь о частоте посещения богослужений.

В основном наши соотечественники бывают на религиозных службах в дни религиозных праздников (52,2%). Именно в эти дни идет в храмы половина тех, кто считает себя верующими, 65,2% тех, кто колеблется между верой и неверием и подавляющее большинство неверующих. Фундаментальной же причиной, побуждающей людей различных мировоззренческих и возрастных групп к такому активному посещению богослужений именно в дни религиозных праздников, является “дань традиции моего народа”, – так ответили 42,3% всех респондентов. Количество таких “традиционалистов” за два года увеличилось в 1,5 раза (в 2000 г. – 29%).

Но не все посещают религиозные службы только по праздникам. 13,7% опрошенных делают это еженедельно, а еще 5,0% даже чаще. Ядро этих религиозно активных людей составляют верующие (незначительное количество тех, кто колеблется между верой и неверием), люди пожилого возраста, преимущественно женщины. Мотивация тех, кто посещает богослужения еженедельно и чаще, сформулирована подавляющим большинством этой категории опрошенных (82,7%) вполне определенно – необходимость общения с Богом; на необходимость исповедоваться, причаститься указали (41,4%), на стремление успокоить душевную тревогу – 39,4% и получить облегчение 39,8%.

По крайней мере раз в месяц церковь посещают 16,4% населения страны, и, что интересно, это не только те, кто определил себя как верующие, хотя таких, безусловно, большинство (18,7%), но и колеблющиеся между верой и неверием, а также неверующие. Первые три причины названы опрошенными, ежемесячно посещающими религиозные службы: “так я общаюсь с Богом” (59,2%), “когда ощущаю душевную тревогу” (42,2%), “когда чувствую необходимость ощутить облегчение” (38,3%).

Что касается других наших соотечественников, то религиозные службы приобретают для них определенную актуальность раз в год (8,7%) и реже (3,1%). В основном такой уровень религиозной активности демонстрируют колеблющиеся между верой и неверием и неверующие; но есть таковые среди верующих (8,9%). Как правило, это 18–28-летняя молодежь и люди до 40 лет; среди них ощутимо больше мужчин. Мотивы, побуждающие эту категорию опрошенных посещать религиозные службы выглядят так: дань традиции народа (40,2%), годовщина смерти близких и друзей (22,6%), “за компанию” со своими друзьями, родственниками, приятелями (20,6%).

Не каждого сегодняшнего верующего удовлетворяет форма, уровень и довольно продолжительное время религиозного богослужения. Скажем 22,4% верующих и примерно столько же колеблющихся не посещают религиозных служб, поскольку они “занимают много времени”. Прежде всего это молодые люди; почти каждого третьего 18–28-летнего и каждого пятого 29–39-летнего респондента не устраивает продолжительность богослужения. Еще 12,7% современных верующих, опять-таки молодых, не удовлетворены “формальностью проведения богослужений”.

Молитва. Среди современных верующих 12,5% полагающих себя верующими не знают ни одной молитвы, чуть больше трети – только одну (нетрудно догадаться, что это скорее всего “Отче наш”), 2–3 молитвы знают 27,3% верующих. При этом зависимости между знанием молитв на таком уровне и возрастом респондентов нет. Она появляется, когда уровень знаний молитв повышается до четырех и больше; среди верующих таких 25,8%, и большую их часть составляют люди старше 50 лет. Но основным фактором, влияющим на знание молитв, которое не ограничивается тремя, является религиозное воспитание в семье. Среди тех, кто прошел школу семейного религиозного воспитания, 39,5% знают до 10 и более молитв.

Финансовая поддержка церкви. Современные украинцы, независимо от своих мировоззренческих позиций, материально поддерживают церковь в основном “изредка” (35,9% среди всех опрошенных, 43,5% – среди верующих, 31,7% – колеблющихся между верой и неверием, 43,9% неверующих), но 11,6% респондентов делают это регулярно. 12,7% верующих вообще никогда не жертвуют на церковь (среди колеблющихся – 42,1%, неверующих – 25,8%, в целом среди опрошенных – 32,2%). Однако каждый пятый считает необходимым сделать пожертвование в дни религиозных праздников, и это касается как верующих (21,9%), так и колеблющихся (19,6%) и неверующих (24,5%).

Вера в вероучительные положения. Парадоксально, но тех, кто считает себя “верующим”, значительно меньше, чем тех, кто положительно отвечает на вопрос: “Верите ли Вы в Бога?” Вспомним, что верующими себя считают 60,2% опрошенных, а тех, кто ответил, что верит в Бога, – 77,4%. При этом в Бога верят 96,5% тех респондентов, кто идентифицирует себя как верующих, 75,9% тех, кто колеблется между верой и неверием, и 15,3% среди неверующих.

Анализируя веру современных людей в религиозные утверждения, укажем, что после веры в Бога более всего верят в существование души и греха (соответственно 64,5% и 67,4%). Так, среди соотечественников, считающих себя верующими, верят в существование души 80% и греха 82,1%. Даже среди респондентов, идентифицирующих себя как неверующих, в существование души верят 23,8%, греха – 27,4%.

В существование дьявола верят 45,9% опрошенных, не верят – 42,3%, затрудняются с ответом – 11%. В существование рая – соответственно – 41,6, 43,8 и 14,7, в существование ада – 39,5, 45,5 и 15%; в чудотворную силу святых реликвий – 46,9, 39 и 41,1%; в переселение душ, т.е. в то, что после смерти мы рождаемся в другом теле, – 29, 52,5 и 18,5%.

Самыми распространенными среди представлений о Боге среди респондентов были следующие: живое существо (25%), высшая небесная сила (18%), невидимый сверхчеловек (9%). Для 7% опрошенных Бог – это Высший Разум, Абсолют, Идея, единство всех энергий, закон миротворения. Каждый десятый связывал свое представление о Боге с нравственно-этическими категориями чувственно-эмоциональной окраски: добро, чистота, любовь, счастье, покой, защита, забота и т.п. 2% определяли Бога как всю природу.

И наконец, мы сделали попытку выделить группу, которая бы отвечала требованиям массового сознания к так называемым “настоящим верующим”. Это люди, одновременно ответившие положительно на ряд вопросов. А именно, те, кто:

– идентифицировал себя как верующего;

– ответил “да” на вопрос: “Верите ли Вы в Бога?”;

– ответил “да” на вопрос: “Верите Вы в жизнь после смерти?”;

– отнес себя к какому-либо религиозному вероисповеданию;

– посещает религиозные службы, собрания, богослужения и, в частности, делает это не реже чем раз в месяц;

– кто основным мотивом посещения религиозных служб определил: “Так я общаюсь с Богом”,

– по чьему мнению вера дает человеку “смысл жизни”, “примирение со смертью”, “спасение души и путь к вечной жизни”, “помогает ощутить связь со сверхъестественным (Богом, Духом, Высшим Разумом и т. п.)”.

Таких людей оказалось ничтожно мало, всего 1,7% (34 человека из 2000!). Рассмотреть этих людей пристально было бы предельно интересно. Но для этого необходимо новое исследование – делать какие-либо выводы на массиве, составляющем лишь 34 человека, было бы некорректно.

Сноски:

1 Сучасна релігійна ситуація в Україні: стан, тенденції, прогнози. – Київ, 1994. – С.146.

2 Сєвєкіна О. Небачений птах. – Людина і світ, 1999. – № 8. – С.3.

3 См.: Дудар Н. П., Шангіна Л. І. Віра й релігія в житті українців // Національна безпека. – 2000. – №10. – С.83–98.

4 Социологический опрос проведен УЦЭПИ в августе 2000 г. Всего опрошено 2000 респондентов в возрасте от 18 лет. Выборочная совокупность квотная, территориально-поселенческая, репрезентативная по основным социально-демографическим признакам. Стандартное отклонение при достоверных 95% и соотношении переменных от 0,1:0,9 до 0,5–0,5 составляет 1,34–2,24%. См.: Дудар Н., Шангіна Л. Указанная работа. – Центр Разумкова, 2000. – Київ, 2001. – С. 267. Социологический опрос проведен УЦЭПИ в октябре 2002 г. Опрошено 2000 респондентов в возрасте от 18 лет. Выборочная совокупность квотная, территориально-поселенческая, репрезентативная по основным социально-демографическим признакам. Стандартное отклонение при достверных 95% и соотношении переменных от 0,1:0,9 до 0,5–0,5 составляет 1,34–2,24%.

5 Запад (Волынская, Закарпатская, Івано-Франковская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области), Центр (Киевская, Винницкая, Кировоградская, Полтавская, Черкасская, Житомирская, Черниговская области), Восток (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Сумская, Харьковская области), Юг (Херсонская, Николаевская, Одесская области), АР Крым, г. Киев.

6 Другие показатели остались за пределами статистической значимости (0,8% назвали римо-католицизм, 0,8% – ислам, 0,1% – индуизм, 0,7 – иное).

Журнал "Людина і світ" (Киев):
ежемесячный бюллетень "Религия и общество" (№23).
Перевод с украинского языка.
Надежда Дударь


Внешние ссылки:
Религиозность в Украине: характеристика современного состояния - исходный материал с сайта "Религия и СМИ"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa