Самыми неверующими в мире являются жители Гонконга: 64% из них заявили, что не принадлежат ни к одной религии. Это показал опрос 50 000 человек в 60 странах мира, проводившийся Институтом Геллапа. Это не удивительно: город-государство Гонконг давно уже является центром смешения всех народностей Азии, куда прибывают люди, порвавшие со своими корнями. Тем более, что в соседнем Китае подавляющее большинство населения также не соотносит себя ни с одной религией. Удивительнее то, что по безрелигиозности за гонконгцами следуют чехи – 55%, вроде бы христианская нация. Для сравнения – соседняя Австрия: здесь доля не принадлежащих ни к одной религии составила 12 процентов.
Объясняя это, ссылаются на годы государственного атеизма. Однако преследований верующих в Чехословакии практически не было, зато в соседней Польше, где они были, 9/10 жителей сегодня – верующие люди. Очевидно, причины нужно искать глубже – в «срединном» положении этой страны на стыке католического, православного миров и протестантизма. Католическая Церковь, приверженцами которой является большинство верующих страны, пришла сюда вместе с немецкими епископами и подавлением национальной культуры. На более прямой вопрос о личном отношении к Богу 64% чехов ответили, что Бог ничего не значит в их жизни.
Очень важен Бог для жителей Западной Африки (97%), Латинской (88%) и Северной (82%) Америк. Тогда как в Юго-Восточной Азии и Западной Европе численность этих людей составляет 48 процентов.
Совсем неверующих в мире около 13% – таковы результаты опроса. Как ни странно, одна из самых атеистических наций – евреи. По данным исследований, в 1991 году Израиль занял 4-е место среди 18 стран (и 1-е среди капиталистических стран) по доли не верящих в Бога среди всего населения: в Израиле оказалось 25,6% не верящих в Бога.
Верующих, как правило, меньше среди образованных: в начальной школе верующими являются 70%, в средней – 54% и в университете – 52 процента.
Выводы из этого можно сделать разные: кто-то будет говорить о преодолении «невежества» по мере роста образовательного уровня, мы же обратим внимание на то, что образовательные системы в подавляющем большинстве государств-«демократий» строятся на нехристианских, «строго научных» принципах еще эпохи «просвещения», по правде сказать, очень обветшавших за два века. Результаты такого образования люди преодолевают, как правило, всю жизнь. Лишь к старости, с приходом известной житейской мудрости, возвращаясь к вере отцов: повсеместно пожилые люди религиознее молодежи. Плачевные плоды отделения христианства от школы проявились уже и в традиционно одной из самых религиозных стран – США, где доля граждан, не относящих себя ни к одной религии, выросла за минувший век с 1,3 до 9,1%, причем особенно за последние годы. |