Если бы треугольники создали себе бога, он бы был с тремя сторонами.
Монтескье Шарль Луи де Секонда

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Статистика
ВЦИОМ: 22 августа 2002 года
Есть ли бог в Санкт-Петербурге?
А.А. Голов

В июле этого года ВЦИОМ провел среди жителей Санкт-Петербурга массовый опрос по репрезентативной выборке. 1000 человек в возрасте от 18 лет и старше. В числе других, был задан вопрос: "КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ БОГ?" Как выяснилось, двое из каждых трех петербуржцев (67%) уверены, что Бог есть, причем двое из каждых пяти (42%) – "совершенно уверены".

Заданный вопрос – "Как вы думаете…?" вызвал мысль о Боге, но ответ "Совершенно уверен…" - не просто мысль, это свидетельство о внутреннем присутствии Бога, его существовании в душе человека. Точно так же ответ "Убежден, что Бога нет" - свидетельство отсутствия Бога. в душе

Те, кто совершенно уверен, что Бог есть, в девяти случаях из десяти (88%) помнят, когда они в этом уверились. Кто скорее уверен – в семи случаях из десяти (72%). Полученные данные показывают также, что вера тверже, если человек уверовал ещё в раннем детстве

С другой стороны, не все те, кто относит себя к верующим, совершенно уверены в существовании Бога. Из числа православных – немногим больше половины (54%). Из числа просто христиан – не намного больше (58%). Католиков, протестантов, мусульман, представителей других конфессий в выборке слишком мало, чтобы судить по данным проведенного опроса об их религиозности. Но любопытно, что из тринадцати опрошенных "протестантов" четверо были убеждены, что Бога нет. Очевидно, конкретная религия зачастую привлекает людей не только в силу их веры, но и своей практикой, нормами поведения, обрядами и по множеству других причин. А верующих среди прихожан в Санкт-Петербурге пока еще большинство.

ВЕРУЮЩИЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК, И ЕСЛИ ДА, КАКУЮ РЕЛИГИЮ ВЫ ИСПОВЕДУЕТЕ?
БОГ ЕСТЬ? В целом христианство православие католицизм протестантизм ислам другую верю, но не могу сказать, какую религию исповедую неверующий/не исповедую никакую религию затрудняюсь ответить, верующий или нет
Доли в % 100 21 41 1,0 1,3 1,3 1,3 8,4 20 4,3
совершенно уверены, что Бог есть 42 58 54 69 37 70 70 34 6 12
скорее уверены, что Бог есть 25 27 31 24 14 0 18 34 11 19
не уверены, что Бог есть 14 8 10 0 17 17 5 21 25 23
убеждены, что Бога нет 11 1 2 0 31 14 8 4 41 16
затруднились ответить 8 6 3 7 0 0 0 7 17 30

А какие перемены происходят во внешней жизни уверовавшего человека, в его поведении, и что, тем самым, вера в Бога дает другим, окружающим людям, в том числе и неверующим? Как выяснилось, часто поминают Бога даже убежденные атеисты. Каждый второй из тех, кто убежден, что Бога нет, на протяжении последнего месяца хотя бы раз божился, ссылался на Бога. Больше всех, однако же, поминают Бога твердо верующие - кто совершенно уверен, что Бог есть. За месяц – девять из десяти. Божба атеистов – явно под влиянием верующих людей.

Из полученных данных можно заключить, что наибольшая разница между верующими и неверующими не в посещениях религиозных служб, а в обращениях к Богу с молитвой. В течение месяца религиозную службу посетил только один из трех твердо верующих, а молились – семеро из десяти. Атеисты молятся разве что по недоразумению, но и такое случается. За месяц - в семи случаях из ста.

Молитвы и богослужения – это, в конце концов, - внутреннее дело самих верующих. Более важно уже для всех окружающих, что верующим больше, чем неверующим, свойственно милосердие, хотя бы в таком его проявлении, как подача милостыни нищим. Верующие подают милостыню вдвое-втрое чаще, чем неверующие. Каждый второй из тех, кто совершенно уверен, что Бог есть, подавал милостыню не далее месяца назад, каждый третий – не далее недели. А из тех, кто убежден, что Бога нет, подавал милостыню не далее месяца назад один из четырех, не далее недели - один из восьми.

Так есть ли Бог? Верующих среди опрошенных– абсолютное большинство, двое из каждых трех. Твердо верующих вчетверо больше, чем убежденных атеистов (42% - 14%). Бог (для верующих), вера в Бога (для неверующих) ведут к спасению души на пути к вечной жизни (для верующих) и облегчают душевные страдания, переживания, беды (для всех, кроме убежденных атеистов). Милосердие проявляется гораздо чаще у верующих, чем у неверующих. Бог милостив. По всем этим косвенным признакам Бог , видимо, есть.

 

ПОЛОВИНА ПЕТЕРБУРЖЦЕВ ВЕРИТ В ДЬЯВОЛА

В ходе того же опроса ВЦИОМ был задан и вопрос о дьяволе: "КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ ДЬЯВОЛ?" Как оказалось, каждый второй петербуржец (51%) уверен, что дьявол есть, причем каждый третий (31%) "совершенно уверен", что дьявол есть. И лишь один из пяти (19%) убежден, что дьявола нет. Так что если не абсолютное, то сравнительное большинство опрошенных ощущают в своей жизни присутствие дьявола.

Первая встреча с дьяволом – столь же запоминающееся событие, как и открытие Бога. Те, кто "совершенно уверен", что дьявол есть, в девяти случаях из десяти (87%) помнят, когда они в этом уверились. Кто "скорее уверен" – в восьми случаях из десяти (83%). Как и вера в Бога, вера в дьявола тверже, если она родом из раннего детства. Но если твердая вера в Бога зарождается чаще всего в возрасте 7-10 лет, то в дьявола – позднее, уже в подростковом возрасте.

 

Именно религиозность, религиозная практика в настоящем или в прошлом способствуют появлению веры в дьявола. Если человек совершенно уверен, что дьявол есть, то лишь в одном случае из десяти (10%) он никогда не обращался с молитвой к Богу. И в одном случае из двух (49%), если он убежден, что дьявола нет.

Но молитва обращена к Богу, а не к дьяволу. Как появляется дьявол? Полученные данные мало что, к сожалению, могут об этом сказать. Те, кто совершенно уверен, что дьявол есть, молятся больше других, почти половина (45%) - практически ежедневно. Но едва ли Бог, к которому они обращаются, отвечает на их молитвы. Чаще других эти люди беспокоятся, переживают за кого-нибудь, большинство (59%) – практически ежедневно. Им самим, в отличие от их Бога, отзывчивости не занимать.

 

ВЕРА И ПОВЕРИЯ

Между Богом и Дьяволом – много разных материй, в которые также можно верить или не верить. Таких, как приметы (60% питерцев в них верят), вещие сны (53%), колдовство и магия (37%). Все эти поверия могут идти и от веры в Бога, и от веры в Дьявола. Уверенность в существовании Бога в большинстве случаев означает и веру в Дьявола, и веру в приметы, и веру в вещие сны. А уверенность в существовании Дьявола почти всегда, в девяти случаях из десяти, означает и уверенность в том, том, что Бог есть.

Распространенность поверий – явное свидетельство легковерия многих людей.

Один из каждых шести опрошенных (17%) верит во всё – и в Бога, и в Дьявола, и в приметы, и в вещие сны, и в колдовство и магию. Скорее женщины, одна из пяти (21%). Особенно молодые женщины, 18-29 лет.

"Женское легковерие" уравновешивается "мужским маловерием". Каждый пятый мужчина (20%) не верит ни во что из вышеперечисленного. А в возрасте после 50-ти – каждый четвертый (25%).

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПТИМИЗМ

В отношении религии, ее роли в современном обществе и в жизни людей в будущем, петербуржцы – большие оптимисты.

Трое из каждых четырех (75%) уверены, что религия в современном обществе играет конструктивную роль, причем каждый третий (32%) – что она играет "большую конструктивную, созидательную" роль. И лишь один из десяти (8%) считает, что религия играет деструктивную роль. Даже те, кто убежден, что Бога нет, чаще всего или затрудняются оценить роль религии (32%), или признают "не слишком большую, но конструктивную роль" (31%).

Со временем, по мнению абсолютного большинства (60%), роль религии в жизни людей будет возрастать. Только один из семи (15%) считает, что она будет снижаться. И даже те, кто убежден, что Бога нет, разделяют, по преимуществу, то же мнение (32% - 27%).


Внешние ссылки:
Есть ли бог в Санкт-Петербурге? - исходный материал с сайта ВЦИОМ
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa