Не пытайтесь жить вечно: у вас ничего не выйдет.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Общество
Парламентская Газета 15 мая 1999.
У свободы совести нет исключений.
Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов проверил соответствие Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” международно-правовым обязательствам Российской Федерации.

В своем заключении он отмечает, что принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” в основном отвечает международно-правовым обязательствам России.

Однако, как отмечается в заключении, ряд положений Закона вступает в противоречие с принципами, установленными международно-правовыми документами, и может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский суд по правам человека.

Поскольку по сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской Федерации (согласно ч.1 ст. 14 “Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.”, а согласно ч.2 этой же статьи “Религиозные объединения... равны перед законом.”), в Законе о свободе совести по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий.

В преамбуле Закона (п.4—5) делается ссылка на “особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры” и на уважение “христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России”.

Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под определение “других”. Во-вторых, означает ли это не-уважение к другим религиям, не поименованным в Законе — конфуцианству, индуизму и т. п.

Также в Законе о свободе совести (п.З ст.З) говорится, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Однако ряд других положений закона устанавливает нормы, по сути ведущие к дискриминации отдельных конфессий на практике.

Противоречит как Европейской конвенции, так и прецедентам органов Совета Европы проводимое в Законе (ст. ст.6 и 7) разграничение между религиозными объединениями и религиозными группами.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона религиозные группы не подлежат государственной регистрации и не пользуются правами юридического лица.

Закон, кроме того, проводит различие между “традиционными” религиозными организациями и религиозными организациями, у которых отсутствует “документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет” (п.1 ст.9 Закона). “Нетрадиционные” религиозные организации лишены многих прав и в соответствии с п.З ст.п.7 Закона не могут:

— просить президента РФ об отсрочке от призыва на военную службу и освобождении от военных сборов своих священнослужителей, не имеют права на замену военной службы альтернативной для последователей данной религии;

— создавать образовательные учреждения;

— обучать детей религии вне рамок образовательной программы;

— иметь при себе представительство иностранной религиозной организации;

— проводить религиозные обряды в больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

— производить, приобретать, распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы;

— учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения;

— создавать образовательные учреждения, а также учреждать средства массовой информации и т.д.

Дискриминационным является также п.2 ст.13 Закона, который гласит, что “представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения”.

В заключении указывается, что согласно п.2 ст.З Закона о свободе совести “право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

Последнее положение противоречит п.2 ст.9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который гласит: “свобода исповедовать свою религию... подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц”.

Уполномоченный по правам человека считает, что ч.З и 4 ст. 16 Закона о свободе совести предусматривают возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских частях, в местах лишения свободы и местах содержания под стражей. Однако практические гарантии реализации этих прав в Законе отсутствуют.

С учетом изложенных замечаний Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”, констатируется в заключении, может быть приведен в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa