Церковь – единственный бизнес, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры.
Эйнджел Ч.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Образование
Оливия-Пресс: 21 мая 2002 года
В Приднестровье подписан договор о сотрудничестве между Министерством просвещения и Тираспольско-Дубоссарской епархией

Сегодня часто упрекают молодое поколение в безнравственности, бездуховности, отсутствии моральных ценностей. Но если разобраться, то это зеркальное отражение тех проблем, которые есть в нашем обществе.

Невозможно требовать от молодежи и подростков то, что общество не имело возможность дать им в полной мере. Молодое поколение подобно растению нуждается в привитии ему необходимых духовных, моральных, идейных ценностей .

Не последняя роль в этом отводится церкви и религии. В Приднестровье пришли к выводу, что настало время консолидировать деятельность церкви и государства по вопросу восстановления нравственного воспитания. И на этой почве строить систему воспитательной политики.

Министерством Просвещения ПМР и Тираспольско-Дубоссарской епархией Молдавской Митрополии Московского Патриархата 17 мая 2002г был подписан Договор о сотрудничестве. Согласно этому документу предполагается вести сотрудничество по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, взаимодействию в учебно-методических вопросах в области духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Договор также закрепляет введение в курс обучения общеобразовательных школ религиоведческих дисциплин. В целях осуществления сотрудничества создан Координационный Совет, из равного числа представителей министерства образования и епархии.

Как отметила в интервью корреспонденту ИА «Ольвия – пресс» Министр Просвещения ПМР Елена Васильевна Бомешко, потребность в таком сотрудничестве назрела не сегодня. Она появилась еще во второй половине 70-х годов. Стало ясно, что политика воинствующего атеизма не приносит успехов в воспитательной работе. Уничтожение духовных ценностей, истории, культуры приводит к уничтожению основ формирования морали и нравственности личности. Уже в конце 70-х, появилось Постановление ВС СССР, и Постановления ВС союзных республик , которые были нацелены на развитие и строительство системы религиозного образования. Но все это делалось без информирования широкой общественности. Формировались учреждения религиозного образования преимущественно в столицах, крупных областных и краевых центрах, т.е. там, где находились епископаты. В Молдавии они создавались в основном на базе монастырей.

После распада СССР стало ясно, что тайно заниматься проблемами нравственного воспитания людей уже невозможно, поскольку были развенчаны и те ценности, на которых держалось система советского воспитания. И тогда остро встал вопрос о кризисе системы воспитания.

В законах об образовании, которые были приняты в новоиспеченных государствах СНГ с 1993 по 1996 гг. вообще не было статей, посвященных проблемам воспитания. Педагоги не знали на чем строить воспитательную политику. Этот поиск привел к осознанию необходимости возрождения традиционных форм воспитания молодежи, в том числе и с участием церкви.

Появление Договора не является последствием борьбы между конфессиями в мире. Борьба за души людей всегда была присуща религиозным учениям, но есть одна особенность. Если в мире конфессии спорили между собой поскольку их было много, и не было государствообразующих, культурообразующих, то в славянских государствах с момента крещения Руси определяющим было православие. В Молдавии до развала СССР существовало 6 конфессий, но Православная церковь занимала в ней главенствующую роль. Около 80% из всех верующих были православные. Сегодня на территории ПМР работает 6 конфессий и около 20 религиозных общин, 90% верующих – это православные. Говорить о борьбе конфессий на территории ПМР нельзя, потому что издревле культура нашего государства строилась на базе Православия. Для нас борьба конфессий не является проблемой в отличие от других государств.

Сотрудничество возможно и с представителями других конфессий. Но Елена Бомешко обратила внимание на тот факт, «что сотрудничать мы будем только с конфессиями, официально зарегистрированными на территории нашей республики и только теми религиозными учреждениями которые имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности на территории ПМР».

Договоры о сотрудничестве есть и в России, но они заключены между епископатами и органами власти отдельных областей. На уровне Министерства образования РФ и Московской Патриархии такого договора пока нет. «Это связано, - сказала в своем интервью министр просвещения ПМР Елена Бомешко, - на мой взгляд с тем, что Россия – многоконфессиональное государство. Ведь иудаисты, мусульмане, католики и т.д. составляют большой процент от населения. Требуется большая работа министерства образования РФ , чтобы удовлетворить все стороны».

На вопрос о том, по какому принципу будет вестись отбор преподавателей для чтения религиоведческих дисциплин, Елена Васильевна ответила, что

«Мы согласны пригласить в нашу общеобразовательную школу священнослужителя для чтения религиоведческих дисциплин, но он должен иметь высшее образование, быть специалистом в соответствующей области знаний, и владеть основами педагогических учений. Предполагается взаимовыгодный обмен педагогами между семинариями, воскресными школами и учебными заведениями светского характера на добровольных условиях. В учреждениях образования запрещены культовые мероприятия, проповеди, религиозные обряды. Мы хотим дать нашим детям знания в области истории христианства, православной культуры».

Как отметила Елена Бомешко, в экспериментальных учебных учреждениях, которые согласно Договору о сотрудничестве будут созданы в Приднестровье, будут преподаваться все светские дисциплины.«Даже будучи религиозным по сути образовательного процесса, все равно это учреждение образовательное. Значит у него есть перечень дисциплин общегуманитарного , естественнонаучного характера и этот перечень обязателен к исполнению независимо от учредителя этого заведения. Там обязательно есть такие дисциплины, для чтения которых должны быть приглашены светские преподаватели».

Подписанный Договор предполагает реализацию программ направленных на развитие духовности и образования в ПМР. По этому поводу Елена Васильевна сообщила, что «готовых программ пока нет. Главным управлением по молодежной политике и воспитательной политике в нашей республике Министерства просвещения ПМР разработана концепция воспитательной политики молодежи и школьников Приднестровья. В этой концепции как раз и заложена необходимость развивать систему духовно-нравственного воспитания личности. Она, после согласования, которое сейчас ведется, будет утверждена Верховным Советом . После того, как этот документ войдет в силу, на его базе будут разрабатываться соответствующие программы. Но тем не менее не дожидаясь появления этого документа, уже сегодня создана рабочая группа по разработке концепции воспитания молодежи в учреждениях образования. Она включает в себя представителей общеобразовательных учреждений, профессиональных методистов, представителей ПГУ.

Группе дан срок порядка 4 месяцев, к началу следующего учебного года мы предполагаем, что проект программы будет подготовлен. С момента подписания Договора с Тираспольско-Дубоссарской епархией в состав рабочей группы будут включены и ее представители».

Хочется отметить, что фактически договор уже работает. Иногда бывает, что сначала документ подписывается, а только после этого ведется определенная работа по его претворению в жизнь.

В данном случае появление Договора было фактически предопределено. Он документально закрепил то, что уже реально выполняется. Как отметила Елена Бомешко,” положения Договора уже начали выполняться. Например, развитие православной науки уже имеет место. На протяжении 4 лет ПГУ проводит исследования в области истории православия, в области православной культуры на территории ПМР. Итоги этой деятельности подводятся на конференциях в октябре каждого года. Это Покровские чтения. У нас имеется несколько учреждений общего образования, которые соответствуют определенной религиозной направленности и в них преподаются дисциплины религиоведческого характера, разработаны и утверждены учебные программы. Среди них гимназия «Талант» в городе Тирасполь. Коллегией Министерства Просвещения также утверждена концепция «Развития русской национальной школы с духовно-нравственным религиозным воспитанием» . Базой для ее апробации является 11-ая школа г Тирасполя,. На примере этой школы мы хотим провести эксперимент по внедрению системы нравственного воспитания молодежи на основе духовных ценностей. ПГУ заключил Договор с Богословским институтом в Москве по использованию эксперимента применения государственного стандарта образования по специальностям теология, религоведение в системе государственного образования . Например на историческом факультете студент по своему желанию может получить второе образование религиоведческого направления».

Для того, чтобы обучать школьников религиоведческим дисциплинам, несомненно потребуется православная литература.

Православная литература – это учебники, методические пособия, художественная литература посвященная проблемам православия. Такую литературу издает Московская Патриархия. Как отметила Елена Бомешко,

« Если эту литературу планируется применять в системе образования, то она проходит согласование в Министерстве просвещения РФ и получает гриф «Рекомендовано для использования в качестве учебного пособия в учреждениях образования» . Только такую литературу мы разрешаем распространять на территории ПМР. Издание собственной православной литературы не предполагается. Нам не позволяет уровень образования и священослужителей и светских педагогов. Но у нас есть другие документы, позволяющие использовать информацию исторического, краеведческого и культурного характера в изучении православных дисциплин. Это учебник «История ПМР», где есть целый раздел, посвященный православию, по результатам Покровских чтений издается альманах, который содержит материалы, которые могут использоваться».

Все занятия могут проводится только факультативно и по желанию родителей и учеников. Предполагается на базе учебных заведений ПМР создание в порядке эксперимента одного православного дошкольного учреждения, одной православной средней школы, одного православного учреждения среднего профессионального образования, одного детского приюта. Финансирование их будет вестись на тех же принципах, что и обыкновенных учебных учреждений. Сегодня существует общеобразовательная школа, где предусмотрено изучение религиоведческих дисциплин. Что касается приюта для сирот, он уже создан в Рыбнице. Инициатором его создания выступила церковь, учредителями являются одновременно госадминистрация города Рыбница и Тираспольско-Дубоссарская епархия и финансирование идет из двух источников. Все остальные учреждения еще не созданы.

Сотрудничество школы и церкви поможет тем, кто желает познакомится с вопросами религиозного характера . У детей да и у родителей появится возможность из первоисточников почерпнуть желаемую информацию и уберечь себя и своих близких от разрушительного влияния деструктивных сект. Что немаловажно. Изучение «Истории религий», «Мировых религий», «Религиоведения», «Истории Христианства и Православия», «Основ Православной культуры» позволит поднять уровень духовного и нравственного воспитания нашей молодежи. Также это позволит вырастить и воспитать достойных граждан нашей республики, что несомненно в целом благотворно скажется на обстановке в обществе.

И. Летяга/ 21.05.02

Внешние ссылки:
В Приднестровье подписан договор о сотрудничестве между Министерством просвещения и Тираспольско-Дубоссарской епархией - исходный материал с сайта ИА "Оливия-Пресс"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa