Когда читаешь библию, больше удивляешься неосведомленности бога, чем его всеведению.
Твен Марк

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Разное
Портал-Credo.ru: 12 декабря 2005 года
100 лет закону об отделении Церкви от государства во Франции

Неожиданно бурным стало во Франции "празднование" 100-летнего юбилея закона о светском характере общества. В Париже под антиклерикальными лозунгами прошла многотысячная демонстрация в защиту светского характера общества, возглавляемая лидерами масонских лож.

Отделение церкви от государства масоны всегда считали одним из своих главных достижений, и их не на шутку встревожило последнее развитие событий. "Некоторые умы пытаются поставить под угрозу светский характер общества", - заявил журналистам Великий магистр главной масонской ложи Франции Великий Восток Жан-Мишель Кийарде.

Принятый сто лет назад по настоянию социалистов закон вызвал тогда немалые волнения в католической Франции, особенно в сельских районах, где позиции церкви укреплялись в веках и нередко определяли весь жизненный уклад. Этот закон стал в те годы символом Республики. Он был призван воспрепятствовать воздействию католической церкви на политическую жизнь, а главное - положить конец ее господству, прежде всего Ордена иезуитов, в системе образования. Закон предусматривал, в частности, светский характер системы просвещения, отделение церкви от государства и прекращение государственного финансирования любых религиозных объединений, но государство оставляло теме не менее за собой заботу о действовавших в то время местах культа, то есть, в основном, о католических храмах.

"Республика обеспечивает свободу сознания и гарантирует свободное отправление религиозных культов, но не признает, не оплачивает и не субсидирует ни один из этих культов", - говорится в принятом 9 декабря 1905 года законе, сразу же осужденным Папой Римским Пием Х.

После вековых споров о божественном праве монархии и о роли клира в жизни Франции этот закон стал логическим продолжением процесса придания французскому обществу светского характера после принятия законов 1880 года о государственной школе и закона 1901 года об ассоциациях и объединениях. После его принятия страсти во Франции бурлили лет 20, затем постепенно успокоились.

В последующие годы предпринимались различные попытки изменить положения данного закона, в частности в сфере частной системы образования, однако все они были сорваны мощным противодействием как правых, так и левых сил Франции. Сегодня политическая элита страны едина в признании этого закона и его по сути не подвергает сомнению ни одна конфессия. Он по-прежнему остается основополагающим актом принятой Францией республиканской модели. Нынешний кризис в пригородах в целом не поставил под сомнение эту модель.

Бурные дебаты вызвал принятый в прошлом году закон о запрещении ношения в учебных заведениях любой религиозной символики - христианской, мусульманской и иудаистской. Это возмутило прежде всего мусульман, и было воспринято ими как наступление на их религиозные обычаи. Запрет на символику других конфессий они восприняли как должное, а запрещение мусульманских платков в школах - как посягательство на основы ислама.

В этом году юбилей закона практически совпал с волнениями во французских пригородах, которые в немалой степени объясняются трудностями интеграции мусульман во французско общество. В дни нынешнего юбилея закона об отделении церкви от государства президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Доминик де Вильпен предпочли не делать публичных заявлений и выступлений, дабы не разжигать страстей. Хорошо известно, что президент полностью поддерживает данный закон и не хотел бы обострения споров по поводу его изменения. Жак Ширак считает закон "основополагающим" в том плане, что он обеспечивает Франции условия жить в обстановке "свободы, согласия и религиозной терпимости".

Однако ряд политиков, в частности нынешний министр внутренних дел Николя Саркози, который считается и министром культов, выступают за модернизацию закона. Работа созданной Саркози комиссии по пересмотру закона от 1905 года вызывает беспокойство масонов, они считают ее "опасной" для общества. По мнению ряда экспертов, в закон следует внести изменения, учитывающие распространение ислама во Франции, финансирование строительства мечетей зарубежными странами, принять во внимание особенности действия различных сект на территории страны. В этом контексте масоны опасаются, что комиссия поставит под сомнение два базовых принципа закона: "свободу отправления культов и отказ Республики от субсидирования культов".

Во времена, когда принимался закон, никто и не предполагал, что, кроме христианства, во Франции появятся другие конфессии, прежде всего ислам. В современной Франции, где 40 миллионов человек считают себя католиками, мусульманская община насчитывает уже более 5 млн. Протестантов не более 2 млн, а исповедующих иудаизм - около 600 тыс. Ставший второй конфессией ислам, как и буддизм, не пользуются поддержкой своего культурного наследия со стороны государства. Впрочем, такого наследия или достояния практически не существует, поскольку мусульмане строят мечети во Франции лишь благодаря помощи иностранных фондов.

Саркози как раз и ратует за адаптацию столетнего закона к требованиям времени, в частности за удовлетворение потребностей растущего числа мусульман в новых мечетях. Созданная им комиссия представит свои "законодательные" и другие предложения в июне этого года. К ожидаемым изменениям благосклонно относятся протестанты, но католиков и иуадистов отнюдь не радует перспектива нарушения сложившегося равновесия. Мусульмане относятся к этой инициативе с осторожностью, но уже рады и тому, что к их проблемам начинают прислушиваться.


Внешние ссылки:
100 лет закону об отделении Церкви от государства во Франции - исходный материал с сайта "Портал-Кредо.ру"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa