Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.
Стендаль

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Бизнес
Известия: 2 марта 2004 года
У мусульман России появятся бизнес заповеди

Вслед за православной церковью, недавно создавшей "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования", российские мусульмане решили создать собственный свод правил, которых следует придерживаться предпринимателям, исповедующим ислам. Об этом сообщил "Финансовым Известиям" сопредседатель Совета муфтиев России Исмагил Шангареев.

Ислам подробнее, чем христианство, регламентирует все стороны жизни, включая экономику. Однако экономические положения мусульманского вероучения существуют в виде отдельных высказываний, содержащихся в разных разделах Священного Писания (Корана) и Священного Предания (Сунны). Предприниматели-мусульмане не всегда хорошо ориентируются в этих источниках мусульманского права. Поэтому составление краткого свода экономических принципов шариата могло бы, как считает Исмагил Шангареев, облегчить их применение.

В отличие от хартии, предложенной бизнесу Всемирным русским народным собором, законы шариата не ограничиваются моральными предписаниями. Как сказано в тексте свода, принятого на соборе, он "не затрагивает технической конкретики экономических отношений". Мусульманское же право прямо запрещает некоторые виды предпринимательства, например ростовщичество или торговлю спиртным, и регулирует величину разрыва между оптовыми и розничными ценами.

Но у двух систем принципов есть и пункты совпадения. Почти дословного. В девятом разделе соборного свода, посвященном экономической конкуренции, монополизм и недостойные приемы конкурентной борьбы квалифицируются примерно так же, как и в налагающем на них запрет мусульманском законодательстве. Столь же единодушно оценивается обман покупателя. Самый интересный момент сходства - отношение к последствиям поступков. Согласно своду, предложенному христианами, тот, кто эгоистично ведет себя в экономике, не только "преступает нравственный закон", но и "многое теряет в экономическом смысле". Точно так же мусульмане, по словам Исмагила Шангареева, верят в то, что коэффициент полезного действия капитала, полученного при соблюдении законов шариата, выше, чем эффективность беззаконно нажитых денег.

Имеют экономическое измерение и предписания других религий, распространенных в России.

Среди 613 заповедей Священного Писания иудаизма (Торы) некоторые прямо определяют нормы хозяйственного поведения, другие иногда толкуются в экономическом ключе.

Пример заповеди первого рода: "Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост". На практике запрет на взимание процента с единоверцев соблюдается только при кредитовании бедных. Предоставление ссуды состоятельному человеку оформляется как партнерство, остающееся, однако, юридической фикцией: заемщик должен вернуть кредитору деньги независимо от того, окажется ли предприятие прибыльным.

Пример второго рода заповедей: "Пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему". Считается, что ее нарушают те участники фондового рынка, которые пользуются при покупке ценных бумаг конфиденциальной информацией: ведь люди, которые продают бумаги, не зная их действительной стоимости, слепы.

Взгляды католической церкви на современную экономику сформулированы в нескольких энцикликах - посланиях пап своей пастве, опубликованных на протяжении последних ста с небольшим лет. По смыслу католическая доктрина близка к основам социальной концепции Русской православной церкви, которые были утверждены Архиерейским собором в августе 2000 года. Обе церкви дистанцируются от всех известных истории экономических систем. Однако католическая предпочитает остальным видам собственности частную, а Русская православная церковь считает все формы собственности равноценными, поскольку ни одна из них не предотвращает воровства и стяжательства и не исключает ее достойного использования. Оба исповедания предписывают относиться к экономическому творчеству не просто как к добыванию благ, но как к помощи Богу в творении мира.

Кодекс строителя капитализма от Русской православной церкви

Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости. Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание.

Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике. Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный крах.

Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности.

Работа не должна убивать и калечить человека.

Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение могут быть только прозрачными и открытыми. Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой. Тайная помощь такого рода подлежит публичному осуждению как безнравственная. Частные СМИ должны откровенно говорить об источниках, размерах и расходовании своих средств. Недопустимо нелегитимное вовлечение органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров.

Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

Привычка с легкостью воровать у государства, соседа или коллектива, портить их собственность должна быть осуждена и изгнана из нашей жизни. Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, - это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих соотечественников.

В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Реклама, содержащая обман, эксплуатирующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьянству, курению, использующая душевную незрелость детей, должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом.

Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость. Частное лицо, завладевшее имуществом путем обмана, не имеет морального и юридического права называться собственником. В подобном случае государство призвано восстановить справедливость, следуя закону и нравственному долгу.

Принципы исламского предпринимательства

Запрет ростовщичества. Мусульманин, ссужающий другому человеку деньги, должен нести вместе с ним ответственность за их использование и делить не только прибыли, но и убытки. Получение фиксированного процента - платы за кредит, не зависящей от исхода предприятия, не допускается.

Запрет монополий. Запрет незаконных и непорядочных методов конкурентной борьбы.

Запрет на взимание чрезмерной платы за перевозку и продажу товара. Розничная цена не должна превышать оптовую больше чем в полтора раза (в исключительных случаях - при очень больших транспортных издержках - в два).

Запрет на производство и продажу продуктов, потребление которых запрещено шариатом, например спиртного, свинины или мяса животных, умерших своей смертью. Ислам осуждает не только торговца спиртными напитками, но и виноградаря, знающего, что его виноград используется для изготовления вина.

Запрет на продажу ворованного и низкопробного.

Недопущение обмана, например, обвешивания или продажи бракованных продуктов.

Использование только такого первоначального капитала, который был получен в соответствии с законами шариата.

Вера в то, что "коэффициент полезного действия" денег, полученных в соответствии с шариатом, выше, чем у капитала, нажитого незаконным путем.


Внешние ссылки:
У мусульман России появятся бизнес заповеди - исходный материал с сайта газеты "Известия"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa