Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Статистика
Ромир: август 2001 года
Религия граждан России
В августе 2001 года независимый исследовательский центр РОМИР провел очередное исследование общественного мнения, посвященное религиозной самоидентификации граждан нашей страны. Всего было опрошено 2000 человек.

Как показали результаты опроса, наиболее распространенной в России религией является православие. С ним себя отождествляют 73,6% респондентов. 4% опрошенных заявили о своей приверженности к исламу, менее двух процентов респондентов заявили, о своем отношении к другим религиозным конфессиям. Атеистами себя считают 18,5% участников опроса, и лишь 2,3% респондентов затруднилась с религиозной самоидентификацией.

Рассмотрение социально-демографических характеристик респондентов выявляет следующие особенности: среди православных заметно некоторое преобладание женщин (60,4% против 39,6%), а среди атеистов - мужчин (66,5% против 33,5%). Также среди атеистов несколько больше респондентов с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.

Однако, религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна как представляется на первый взгляд. Дальнейшее исследование религиозной сферы жизни граждан России указывает на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так среди респондентов, заявивших о своей принадлежности к православию, только 51,3% опрошенных верят в существование Бога, еще 26,1% православных респондентов верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% опрошенных заявили о своем неверии в существование Бога, а 17,4% православных участников опроса затруднились с ответом.

С другой стороны, 27% респондентов, считающих себя атеистами, верят в существование Бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что Бога не существует, а 29,4% затруднились с ответом на этот вопрос.

Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% респондентов, относящих себя к исламу верят в Бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7% опрошенных. Затруднились с ответом в этой группе - 7,7% респондентов.

Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры среди респондентов, объявляющих об принадлежности к той или иной религии, нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.

Это подтверждается также и ответами на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истиная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?"

Только 29,6 % респондентов, считающих себя православными, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4% опрошенных считают, что ни в одной религии нет истины, а 21,2% респондентов из данной группы затруднились с ответом.

С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% респондентов данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% опрошенных полагают, что ни в одной религии истины нет. 35,1% участников опроса из данной группы затруднились с ответом.

Таким образом, следует отметить, что процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства респондентов пока еще мал.

Нельзя также сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью: так 3,6% респондентов посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число опрошенных (5,8%) посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть опрошенных (20,3%), почти столько же респондентов (23,3%) делают это раз в год и реже. А большинство участников опроса (46,3%) признали, что практически никогда не посещают храм. Затруднившихся с ответом на этот вопрос практически не было.

Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Чаще посещают храмы и люди преклонного возраста. Так среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю, респонденты старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%.

Из православных респондентов практически никогда не посещают храмы 35,2% опрошенных, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3% респондентов данной группы).

Среди участников опроса, исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, - так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% респондентов этой группы. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%).

Таким образом, число респондентов, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 9,4% от числа респондентов (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико. Однако, стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной Церкви.

Внешние ссылки:
Религия граждан России - исходный материал с сайта центра РОМИР
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa