Ни один человек с чувством юмора не был основателем религии.
Ингерсолл Роберт Грин

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Образование
"Православная народная газета" (Самара): июнь 2003 года
Молодежь и религия: социологический аспект

Из доклада кандидата педагогических наук, проректора по научной работе СИПКРО Е.П.Бельчиковой

В нашей стране в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия.

Обсуждение данной проблемы на различных уровнях приобрело противоречивый, порой конфликтный характер. Результаты проводимых исследований показали неоднозначное отношение взрослого населения России к проблеме введения православной культуры в образовательный стандарт.

Но только мнение объектов (субъектов) обсуждения, мнение детей, учащейся молодежи не учитывалось и не учитывается при принятии решения. Поэтому именно мнение старшеклассников образовательных учреждений решили изучить в Самарской области. В рамках программы долгосрочного сотрудничества Департамента образования и науки администрации Самарской области и Самарского Епархиального управления была разработана анкета социологического исследования "Отношение школьников к религии" и проведена пилотажная апробация в 9 школах Самары (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи). В результате обследовано 456 учащихся 10-11 классов, в которых количество мальчиков составляло 47,8%, девочек - 52,2% . Основной возраст ребят - 15-14 лет. Мы знаем, что именно в этом возрасте происходит становление личности, усвоение основных социальных ценностей и норм.

Задачи исследования:

  • определение уровня религиозности;
  • определение значимости веры и религиозных ценностей для личности старшеклассника;
  • выявление отношения учащихся к изучению религии в рамках школьной программы.

Результаты пилотажного исследования:

1. Отношение школьников к религии.

Количество верующих среди респондентов.

75,3% респондентов считают себя верующими людьми, 14,7% ответивших школьников относят себя к числу неверующих, а 9% старшеклассников затруднились с ответом.

84,9% учащихся старших классов идентифицируют себя с традиционными конфессиями: православие (80%), ислам (3,1%), иудаизм (0,7%), буддизм (0,7%), католицизм (0,4%).

Несовпадение числа верующих (75,3%) и сторонников традиционных конфессий (84,9%) свидетельствует о тесной связи религиозного и национального самосознания. Эта ситуация подтверждается следующими позициями:

- старшеклассники воспринимают религиозную систему как естественную культурную среду (русский - православный, татарин - мусульманин, еврей - иудей);

- ученики считают, что религия сближает народы (72,8%);

- по мнению школьников, религия связана с этнической принадлежностью (84,1% верующих, 8,8% неверующих);

- десятиклассники утверждают, что религия необходима для современного человека (62,3%). Для сравнения: в начале 90-х годов 99-98% учащихся считали религию уделом старушек.

Данные свидетельствуют о желании старшеклассников быть верующими, но отсутствии у них воцерковленности. С одной стороны, отсутствие у школьников религиозной культуры, низкий уровень православного образования - все это является питательной средой для нетрадиционных верований, экзотических культов. С другой стороны, при грамотном отношении к введению курсов православной культуры можно говорить о православном потенциале среди старшеклассников, другими словами, о реальном увеличении не потенциально, а реально верующих школьников.

Роль и место нравственных ценностей в сознании школьников.

84% опрошенных старшеклассников согласны с тем, что необходимо сохранять религиозные ценности.

Из предложенного к расстановке по степени значимости перечня нравственных ценностей ученики выделили доброту, честность, любовь к ближнему, уважение к старшим, патриотизм, послушание родителям. Эти данные подтверждены ответами на перекрестные вопросы. Старшеклассники из своих жизненных ориентиров приоритетными назвали дружбу и любовь, семью. А уже затем материальные блага, профессиональную карьеру. Менее востребованы ценности: власть, помощь людям (что настораживает). 65,1% учащихся согласны с утверждением, что духовные ценности важнее денег.

2. Оценка учащимися роли Православной Церкви в истории России:

- большой вклад - 25 % (54,5% верующих);

- существенное влияние - 33% (79,2% верующих);

- неоднозначное влияние - 36,2% (58,7% верующих).

79,5% опрошенных молодых людей признают существенное влияние Церкви на поддержание духовности в России.

Школьники считают, что деятельность различных религий в стране должна быть равноправной, за исключением сект (54%).

3. Отношение учащихся к изучению религии в рамках школьной программы неоднозначно. 40% школьников хотели бы изучать основы мировых религий в школе (45% не хотели бы изучать).

4. Отношение школьников к введению предмета "Основы Православной культуры" также не бесспорно. 40,4% опрошенных положительно относятся к введению данного курса, из них 93,4% верующих. Отрицательно к введению курса в основном относятся неверующие.

Интерес старшеклассников к религии присутствует, но объем религиозных и культуроведческих знаний мал. 50% учеников признают, что знают православную культуру лишь в общих чертах; 25% оценивают свои знания как "скудные". Овладение основами православной культуры свидетельствует об уровне принятия российской культуры. Академик Д.С. Лихачев писал, что без знания своей народной культуры невозможно говорить о вхождении в мировую культуру. Общеизвестно, что осознание прошлого есть шаг в будущее. Поэтому введение учебного курса "Основы Православной культуры" - важный этап духовно-нравственного становления и развития школы. И очень большое значение нужно уделять тому, кто, как и в каком объеме преподнесет подрастающему поколению знания о религии, о ее культуроведческих составляющих. Именно кадровые, информационные и методические вопросы целесообразно решить до введения данного учебного курса в образовательные учреждения области. В апреле 2003 года Департамент образования и науки совместно с Самарским Епархиальным управлением на базе СИПКРО и Самарской Православной духовной семинарии обучили первую группу преподавателей данного курса. Практические занятия проводились в МОУ школа № 54 "Возрождение". Первый опыт позволил скорректировать учебные планы и программы, учебно-методическое сопровождение курса. Общий настрой слушателей и преподавательского состава на активные формы обучения, фундаментальные знания и методическое осмысление полученной информации позволил выстроить перспективную систему семинаров для продолжения совершенствования профессиональной компетентности учителей. Напоминаем, что с 16 июня 2003 года начнется обучение 2-й группы преподавателей учебного курса "Основы Православной культуры".


Внешние ссылки:
Молодежь и религия: социологический аспект - исходный материал с сайта Самарской епархии РПЦ МП
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa