Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Шопенгауэр Артур

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Разное
Скепсис: 2 мая 2003 года
Презентация «Скепсиса» в Сахаровском центре

В пятницу 25 апреля в Сахаровском центре состоялась презентация нашего журнала. На встрече присутствовало около восьмидесяти человек, причем очень широко была представлена студенческая аудитория, на внимание которой, как неоднократно было заявлено, «Скепсис» рассчитывает в первую очередь. Не обошлось, разумеется, без представителей средств массовой информации: присутствовали представители как бумажных («Независимая газета», «Мегаполис-Новости», «Новая газета», «Совершенно Секретно», «Еженедельный журнал» и др.), так и сетевых изданий(«Русский журнал», «Благовест-инфо»).

Первым взял слово Сергей Соловьев, главный редактор журнала. Он говорил о причинах, которые побудили коллектив редакции создать собственный печатный орган, о целях, которые редакция ставит перед собой. Более подробно с позицией издателей участники встречи могли ознакомиться в статье «Необходимость скепсиса», которая раздавалась гостям вместе с материалами из следующего, третьего номера – комментариями известного историка и социолога Иммануила Валлерстайна по поводу иракских событий. Главный редактор особо остановился на двух моментах. Журнал уже стал известен прежде всего как атеистический, и по тем двум номерам, что вышли из печати, действительно может сложиться такое впечатление. Однако, заявил С. Соловьев, редакция вовсе не ограничивает отбор материалов только этой тематикой. В третьем номере откроется сразу две новых темы: критический обзор образовательных реформ последнего десятилетия и анализ иракских событий. И, конечно, в «Скепсисе» будут постоянно появляться статьи, касающиеся проблем современного образования, как российского, так и западного. Кроме того, еще раз был отмечен полемический характер издания, открывающего свои страницы для и дискуссий.

В конце выступления внимание аудитории было привлечено к некоторым публицистическим текстам второго номера, а именно к материалам о введении «Основ православной культуры» в школы, о передаче РПЦ здания детской поликлиники №12 и о гибели уникальной деревянной церкви Преображения, сгоревшей на территории Ипатьевского монастыря в Костроме после того, как часть его территории была узурпирована церковниками.

После главного редактора выступил доктор философских наук, профессор Юрий Муравьев, один из членов редакционного совета журнала. Он констатировал, что в современном российском обществе распространилась тенденция отождествлять религиозное знание и науку, считать их явлениями одного порядка и более того – признавать их равное право на обладание истиной. Необходимо строго разграничить науку и религию, сказал Ю. Муравьев, и открыто заявлять о том, что религиозные догматы и любые выводы, сделанные на их основе, не представляют никакой теоретической ценности и не имеют никакого отношения к истине. Философская и социальная позиция скептицизма, которую заняли издатели журнала, была объявлена профессором единственной рациональной точкой зрения в сложившихся условиях, единственным средством борьбы за истинно научное знание.

Также Ю. Муравьев коснулся вопроса о том, почему советская интеллигенция резко приняла религиозное мировоззрение. С его точки зрения, это было вполне закономерным, поскольку религия оказалась единственным средством противостояния режиму, которое удовлетворяло сразу двум требованиям: быть достаточно серьезным протестом и в то же время существовать скорее негласно, чем открыто. Конечно, это был иллюзорный выход из положения, но о его печальных перспективах тогда практически никто не задумывался.

Темы, затронутые, Ю. Муравьевым, продолжил и Александр Тарасов, заведующий отделом ювенологии Центра социологии и изучения практической политики «Феникс». Он рассказал о результатах социологических исследований, которые показывают, что православных у нас в стране не более 4%. Как известно, официальная пропаганда называет Россию православным государством. На этом заведомо лживом основании фактически осуществляется слияние школы и церкви. Вообще, именно в сознательном, направляемом с высоты государственного аппарата снижении уровня образования, по мнению А. Тарасова, кроется сегодня источник апатии и социальной пассивности молодежи. Как самый тревожный сигнал известный специалист по молодежным движениям оценил тот факт, что все большее распространение в официальных кругах получает идея двух образовательных систем, при которой для детей политической и бизнес-«элиты» будут одни стандарты обучения, а для остальных – образование на уровне приобретения элементарных навыков (об этом действительно прямо заявляется). А.Тарасов оценил такую идеологию как фашистскую, ибо она немногим отличается от предложений Гитлера по обучению населения покоренного Советского Союза. И только социальный скептицизм может такую позицию разоблачить, может хотя бы указать обществу на эту проблему, которая решается без его участия.

Историк Илья Смирнов, один из авторов «Скепсиса», выступил на презентации как участник юмористического арт-проекта «Житие атамана Козолупа», опубликованного во втором номере как пародия на недавнюю канонизацию Николая II. Художник, оформивший жизнь святого атамана в графике, скульптуре и прикладном искусстве – Юрий Непахарев, известный также как Юрай Хипов. Вместе они рассказали о возникновении идеи такого персонажа и о провозглашении независимого государства Самотека, которое атаман Козолуп имел честь возглавлять. Также они продемонстрировали ряд графических работ, скульптурную композицию «Последний глоток Козолупа» (созданную Ю. Непахаревым в соавторстве с Георгием Чорбадзе) и знамя Самотеки с изображенным на нем геральдическим зверем – двуглавым тараканом. Причем все это время И. Смирнов утверждал, что он на самом деле не является автором «Жития…», поскольку почти на 100% оно списано с реально существующих и совершенно серьезных образцов этого жанра.

В завершение встречи с приветственным словом к команде «Скепсиса» обратились Андрей Демидов, представитель редакции журнала «Альтернативы», и Карин Клеман из движения «АТТАК-Москва».

Дмитрий Субботин


Внешние ссылки:
Презентация «Скепсиса» в Сахаровском центре: Отчет - исходный материал с сайта журнала "Скепсис"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa