Завершились научные исследования оссуария (так в археологии называются древние сосуды для хранения костей умерших), в котором, по предположению ряда ученых, могли находиться останки Иакова - брата Иисуса из Назарета.
О результатах исследований рассказывается в документальном фильме, который на днях будет показан по британскому телевидению и рецензия на который появилась на страницах газеты The Daily Telegraph.
Как уже сообщал в прошлом году сайт Newsru.com, на поверхности этого каменного погребального сосуда размером 20х22х10 дюймов была обнаружена прочитанная французским лингвистом Лэмером надпись "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса", выполненная на арамейском языке.
В различных публикациях говорилось тогда, что находка может явиться уникальным материальным свидетельством существования Иисуса из Назарета. Между тем, мнения экспертов разделились. Некоторые ученые предполагали, что археологическая находка могла оказаться - как это нередко случается - и фальсификацией.
Оссуарий исследовали самыми современными методами, стоящими на вооружении современной археологической науки. Сотрудник Королевского Музея в Онтарио (Канада) Эд Кил, изучавший находку с использованием ультрафиолетового излучения, склоняется к тому, чтобы подтвердить подлинность как самого саркофага, так и обнаруженной на нем надписи, которые он относит к I веку н.э..
Палеографы относят манеру письма текста надписи примерно к 50 году н.э. Такая датировка не слишком противоречит имеющимся данным о жизни Иакова, смерть которого историк Иосиф Флавий в своих "Иудейских древностях" определяет 62 годом н.э.
Израильским геологам удалось с помощью электронной микроскопии исследовать слой патины на камне, поверх которой нанесен текст. Сопоставление "материала" надписи, патины и каменной основы также говорит в пользу того, что находка, скорее всего, не фальшивка.
Среди тех, кто скептически относился к археологической находке, были те, кто считает, что имена "Иаков", "Иосиф" и "Иисус" были очень распространены в I века н.э. Странным казалось также то, что на посмертной надписи наряду с отцом умершего был упомянут и его брат. В связи с этим авторы публикации в британской газете приводят мнение профессора Камила Фукса из университета в Тель-Авиве, заявившего, что похожая надпись с упоминанием брата умершего встречалась ему только на одном из тысячи изученных саркофагов. С другой стороны, трудно с уверенностью сказать, сколько раз использовался для захоронений найденный предмет, и принадлежат ли находившиеся там останки Иакову или представителю более поздней эпохи.
Сложность для исследователей саркофага состояла еще и в том, что в их руки он попал не после организованных раскопок, где научно документируются все этапы работы археологов и фиксируются мельчайшие детали их находок. Нынешний же владелец оссуария Одэд Голан из Тель-Авива купил его в 1970-е годы у антиквара в Иерусалиме и, по его словам, никогда не подозревал, что саркофаг мог быть каким-то образом связан с Иисусом из Низарета.
Авторы материала в The Daily Telegraph, тем не менее, полагают, что результаты проведенных учеными разных стран исследований, по крайней мере, пробудят более пристальный интерес к личности Иакова, чью немалую, по их мнению, роль в истории раннего христианства затмили монументальные образы апостолов Петра и Павла.
Исследователи полагают, что Иаков был один из лидеров христианского движения в Иерусалиме после распятия на кресте Иисуса, но при этом он, возможно, считал себя скорее приверженцем одной из сект иудаизма, нежели проповедником новой религии. Так, один из крупных специалистов в области изучения Библии Джером Мэрфи О'Коннор (дядя бывшего главы Англиканской Церкви) отмечал, что Иаков, по его мнению, был иудеем, хоть и ставшим последователем Иисуса, но не изменивший своему исконному вероисповеданию. |