Чтобы быть философом надо ясно видеть, а чтобы быть правоверным, надо слепо верить.
Дидро Дени

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Общество

Проект Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций".
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания

Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВУ

Уважаемый Геннадий Николаевич!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вношу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций".

Приложение: 1. Проект федерального закона -на 13 л.
  2. Пояснительная записка к законопроекту -на 2 л.
  3.Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу -на 1 л.
  4. Финансово-экономическое обоснование -на 1 л.
  5.Проект решения Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций -на 1 л.
  6. Проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении -на 1 л.
  7.Дискета с записью законопроекта  

Депутат Государственной Думы А.В.Чуев
Вноситься депутатом Государственной Думы

А.В.Чуевым
Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ ГОСУДАРСТВА И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный Закон принимается в целях обеспечения основ общественной нравственности и осуществления гармоничного взаимодействия между государством и религиозными организациями, являющимися неотъемлемой частью исторического духовного и культурного наследия народов Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

традиционная религиозная организация России – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 85 лет до вступления с силу настоящего Федерального закона, состоящая из местных организаций, действующих на территории более 10 субъектов Российской Федерации и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России;

региональная традиционная религиозная организация – зарегистрированная централизованная или местная религиозная организация действующая на территории отдельных субъектов Российской Федерации не менее 85 лет до вступления в силу настоящего Федерального закона и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов, проживающего на территории субъекта Российской Федерации;

традиционные религиозные организации – общее наименование для всех видов традиционных религиозных организаций;

отношения социального партнерства между государством и традиционными религиозными организациями – весь комплекс взаимодействий между органами государственной власти и традиционными религиозными организациями направленных на социальное, духовное, культурное и нравственное оздоровление общества и находящихся в сфере регулирования настоящего Федерального закона.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, возникающие в связи с приобретением и реализацией статуса традиционной религиозной организации, а также правовое регулирование осуществления отношений социального партнерства государства и традиционных религиозных организаций.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все традиционные религиозные организации, приобретшие соответствующий статус в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Ничто в настоящем Федеральном законе не должно использоваться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Статья 4. Законодательство о традиционных религиозных организациях

Законодательство о традиционных религиозных организациях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правовое положение традиционных религиозных организации, определяемое в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Фе6дерации, должно соответствовать их правовому статусу, закрепленному в настоящем Федеральном законе.

В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, действует настоящий Федеральный закон.

Глава 2. Порядок приобретения статуса традиционной религиозной организации.

Статья 5. Порядок приобретения статуса традиционной религиозной организации России.

Перечень традиционных религиозных организаций России устанавливается Федеральным законом Российской Федерации.

В перечень традиционных религиозных организаций России включаются централизованные религиозные организации, соответствующие критериям установленным положениями статьи 1. настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок приобретения статуса региональной традиционной религиозной организации.

Перечень региональных традиционных религиозных организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

В перечень региональных традиционных религиозных организаций включаются религиозные организации соответствующие критериям установленным положениями статьи 1. настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения, региональные отделения (в том числе местные и централизованные религиозные организации) традиционных религиозных организаций России признаются региональными традиционными религиозными организациями с момента вступления в силу Федерального закона, устанавливающего перечень традиционных религиозных организаций России.

Статья 7. Совет по поддержке традиционных вероисповеданий при Президенте Российской Федерации.

Для реализации положений настоящего Федерального закона и содействия реализации социального партнерства между государством и традиционными религиозными организациями России при Президенте Российской Федерации образуется Совет по поддержке традиционных вероисповеданий, состоящий из представителей традиционных религиозных организаций России.

Порядок образования и деятельности Совета по поддержке традиционных вероисповеданий определяется соответствующими Указами Президента Российской Федерации.

Статья 8. Региональные Советы по поддержке традиционных религиозных вероисповеданий.

Для реализации положений настоящего Федерального закона и содействия реализации социального партнерства между государством и традиционными региональными религиозными организациями в субъектах Российской Федерации могут создаваться региональные Советы по поддержке традиционных вероисповеданий, состоящие из представителей региональных традиционных религиозных организаций.

Порядок создания и деятельности региональных Советов по поддержке традиционных вероисповеданий регулируется правовыми актами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

.

Глава 4. Государство и традиционные религиозные организации

Статья 9. Основные направления взаимодействия государства и традиционных религиозных организаций

Основными направлениями взаимодействия государства и традиционных религиозных организаций являются:

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, сохранению общественной нравственности;

поддержка и укрепление института семьи, материнства и детства, мероприятия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание детей и молодежи;

общее религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях;

деятельность по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории, культуры и религии) народов Российской Федерации, связанных с историей традиционных религиозных организаций, а также по сохранению зданий, сооружений и иных объектов религиозного назначения, не являющихся памятниками истории, но имеющих духовную или культурную ценность;

нравственно-патриотическое воспитание и духовное окормление военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

профилактика правонарушений, попечение о лицах, содержащихся в местах лишения свободы и лицах уже отбывших наказание;

развитие гуманитарных наук, в том числе религиозных наук традиционных вероисповеданий;

медицина, здравоохранение, социальное обеспечение и обслуживание;

распространение информации о традиционных вероисповеданиях, их духовных основах, нравственных принципах и богослужебной практике через государственные и муниципальные средства массовой информации, в том числе путем предоставления традиционным религиозным организациям печатных площадей и эфирного времени на безвозмездной основе;

благотворительная и иная гуманитарная деятельность.

Государство в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, оказывает содействие участию традиционных религиозных организаций в реализации федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ и иных мероприятий в сфере образования, культуры, социального обслуживания и других сферах общественных отношений.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, осуществляют поэтапное возвращение имущества традиционных религиозных организаций, изъятого у них ранее во внесудебном порядке и находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Особенности налогообложения традиционных религиозных организаций.

Льготы по налогообложению результатов уставной и иной хозяйственной деятельности традиционных религиозных организаций, их структурных подразделений, и создаваемых ими некоммерческих учреждений и организаций, а также прибыли предприятий, владельцами которых являются традиционные религиозные организации, их структурных подразделений или созданных ими некоммерческих учреждений и организаций могут устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 11. Особенности деятельности традиционных религиозных организаций в области образования

В Российской Федерации установлен светский характер образования, который заключается в том, что никакая религия либо нерелигиозное, включая атеистическое, мировоззрение не устанавливаются в качестве государственных или обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений. Государственные и муниципальные учреждения образования вправе сотрудничать с традиционными религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и включать соответствующие религиозные дисциплины в учебные планы.

Религиозные организации, согласно законодательству Российской Федерации, вправе создавать собственные учреждения религиозного образования.

В целях содействия эффективному решению государственными и муниципальными учреждениями образования задач воспитания и образования детей и молодежи и учитывая интересы граждан Российской Федерации в духовной сфере, государство:

сотрудничает с традиционными религиозными организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сфере духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи, сфере образования, в том числе, религиозного образования;

содействует распространению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях знаний о содержании традиционных вероисповеданий, истории становления и развития традиционных религиозных организаций;

обеспечивает учет духовно-нравственных и культурных ценностей народов России и традиционных вероисповеданий при разработке государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера;

обеспечивает преподавание общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных традиционными религиозными организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании;

содействует традиционным религиозным организациям в осуществлении образовательной деятельности, в том числе в создании образовательных учреждений и в подготовке для них преподавательских кадров, при условии соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания;

обеспечивает традиционным религиозным организациям правовые возможности деятельности, способствующей реализации прав граждан на религиозное образование, в том числе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и организациях;

сотрудничает с традиционными религиозными организациями в обеспечении защиты прав и интересов детей и их родителей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях и организациях, в том числе права на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей в соответствии с религиозными убеждениями их родителей.

Статья 12. Освещение деятельности традиционных религиозных организаций в средствах массовой информации

Традиционные религиозные организации имеют право на освещение своей деятельности, в том числе демонстрации богослужений, религиозных церемоний обрядов и другим значимых событий религиозной жизни, в государственных и муниципальных средствах массовой информации на безвозмездной основе.

Перечень соответствующих средств массовой информации, объемы предоставляемых ими печатных площадей (эфирного времени) и порядок распределения, определяются в зависимости от территории распространения массовой информации, постановлением Правительства Российской Федерации, решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления.

Распределение на безвозмездной основе печатных площадей (эфирного времени) между традиционными религиозными организациями должно осуществляться пропорционально фактической численности верующих или последователей той или иной организации; ее вкладу в становление исторических, духовных и культурных традиций Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования, а также влиянию данной организации на формирование духовно-нравственных ценностей, морально-этических принципов и традиционного уклада жизни народов Российской Федерации.

Государство оказывает поддержку созданию традиционными религиозными организациями собственных средств массовой информации, и способствует их развитию путем предоставления финансовой помощи, а также размещением государственных заказов, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на производство радио- и телепрограмм, печатных материалов и изданий, освещающих вопросы исторического, духовного и культурного наследия народов Российской Федерации; объединения традиционных ценностей и современного образа жизни - включая духовную сферу, материнство и семейные отношения, нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи.

Традиционные религиозные организации имеют право использовать средства массовой информации, в том числе государственные и муниципальные в целях распространения своего вероучения, религиозного образования и воспитания, миссионерской и благотворительной деятельности; в иных целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации о средствах массовой информации и не нарушающих Конституционных принципов свободы совести и вероисповеданий.

Статья 13. Сотрудничество государства и традиционных религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания

Государство признает социальную значимость деятельности традиционных религиозных объединений в сфере благотворительности и социального обслуживания, где они способны оказывать эффективную поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, отсутствие определенного места жительства и др.).

Государство содействует стремлению традиционных религиозных организаций участвовать в решении задач укрепления института семьи; профилактики детской и подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и лиц отбывших наказание.

Государство поддерживает деятельность традиционных религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания, в том числе, осуществляемую:

некоммерческими (благотворительными) организациями, созданными традиционными религиозными организациями, при условии, что эта деятельность имеет социальную значимость;

учреждениями социального обслуживания, созданными традиционными религиозными организациями в целях социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детские приюты, дома ночного пребывания, богадельни и др.), при условии соответствия этих учреждений требованиям законодательства Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях поддержки деятельности религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять учреждениям социального обслуживания и некоммерческим (благотворительным) организациям, созданным традиционными религиозными организациями, различные льготы и оказывать иную поддержку в пределах своих полномочий.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансировать благотворительные программы некоммерческих (благотворительных) организаций, созданных традиционными религиозными организациями, путем размещения государственных заказов на конкурсной основе для обеспечения выбора и поддержки деятельности наиболее эффективно работающих организаций.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают правовые условия, способствующие оказанию финансовой поддержки деятельности учреждений социального обслуживания и некоммерческих (благотворительных) организаций, созданных традиционными религиозными организациями, из негосударственных источников

Государственная поддержка может быть предоставлена, в соответствии с законодательством Российской Федерации, учреждениям социального обслуживания и некоммерческими (благотворительным) организациям, созданным традиционными религиозными организациями, при условии, что оказание ими социальной или благотворительной помощи не обуславливаются принятием гражданами каких-либо религиозных убеждений или требованиями изменить их религиозные убеждения.

Статья 14. Договорные основы установления отношений социального партнерства между государством и традиционными религиозными организациями.

В целях более полной и последовательной реализации положений настоящего Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут заключать с традиционными религиозными организациями договоры об установлении отношений социального партнерства, включающие конкретные формы и методы взаимодействия и сотрудничества, в том числе на долгосрочной или бессрочной основе.

Статья 15. Международная деятельность традиционных религиозных организаций

Государство поддерживает международную деятельность традиционных религиозных организаций, в том числе сотрудничество традиционных вероисповеданий. Органы государственной власти и дипломатические представительства Российской Федерации оказывают поддержку традиционным религиозным организациям в осуществлении международных контактов и иной международной деятельности.

Глава 6. Заключительные положения.

Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 17. Международные договоры с участием Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 18. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации".

Основным законом, регулирующим правовой статус религиозных организаций в России, является Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", принятый 26 сентября 1997 года. Этот закон развивает нормы законодательства, сложившегося в начале 90-ых годов и ставившего своей целью создание для всех граждан России практической возможности для реализации их права на свободу совести – то есть права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Главным инструментом осуществления этих целей являлся принцип отделения Церкви от государства, проводимый крайне последовательно, вплоть до возведения практически непреодолимых преград на пути любого взаимодействия Церкви и государства. Государство практически лишалось возможности как-то влиять на деятельность религиозных организаций (за исключением возможности запрещения экстремистских организаций) или привлекать их к какому-либо совместной деятельности с государством, религиозные же организации, если следовать букве закона, не могли даже по собственной инициативе участвовать в какой-либо совместной деятельности с государством.

В то же время за последнее десятилетие жизнь поставила перед обществом новые проблемы, нуждающиеся в своем осмыслении и правовом оформлении.

Общество испытывает потребность в более широком участии религиозных организаций в его делах, в том числе и в разрешении таких общественных проблем, которые в России традиционно относятся к прерогативам публичной власти. В качестве тех сфер, которые в наибольшей степени нуждаются в совместной работе религиозных организаций и государства, можно выделить вопросы охраны общественной нравственности, образования, патриотического воспитания, сохранения, поддержания и развития культуры, попечение о военнослужащих и сотрудниках правоохранительных органов, поддержка семьи, детства и материнства, попечение о лицах, содержащихся в исправительно-трудовых заведениях, вопросы благотворительности и многое другое. Однако ныне действующее законодательство создает серьезные препятствия на пути такой деятельности. Имеющиеся примеры совместной деятельности религиозных организаций и государства основаны на подзаконных актах или частных договорах, а иногда и прямо противоречат действующему законодательству.

Предложенный проект Федерального закона ""О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" и ставит своей целью создать правовые условия для такой совместной деятельности религиозных организаций и государства, развивая и конкретизируя заложенные в преамбуле Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", признающего особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и заявляющего об уважении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации"

В случае принятия Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.

Финансово-экономическое обоснование

проекта Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации"

В связи с принятием Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" расходов из Федерального бюджета не требуется.

Вноситься Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Чуевым А.В.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций в течение 30 дней со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Д У М А
Комитет по делам общественных объединений
и религиозных организаций

ПРОЕКТ

Р Е Ш Е Н И Е

Рассмотрев проект Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций решил:

1.Направить проект Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" и материалы к нему в Совет Государственной Думы (приложение).

2.Просить Совет Государственной Думы назначить ответственным комитетом по данному законопроекту Комитет Государственной по делам общественных объединений и религиозных организаций.

3.Направить проект Федерального закона для рассмотрения в комитеты и комиссии Государственной Думы.

Председатель Комитета В.И.Зоркальцев

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa